Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Коллективное потребление

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

термин, введенный в городскую социологию М. Кастельсом (Castells, 1977; 1978), который утверждал, что рабочая сила должна воспроизводиться, то есть должны существовать определенные средства, благодаря которым рабочие оказываются в состоянии изо дня в день предлагать свой труд для продажи. Например, должны быть обеспечены питание, жилье и транспортные услуги, должна существовать также система образования, в рамках которой происходит обучение рабочей силы. По мере роста концентрации населения все эти элементы потребления во все большей степени обеспечиваются в условиях города. Кроме того, это обеспечение все больше и больше становится делом государства, поскольку частный капитал находит его неприбыльным. Оно приобретает также все более коллективный характер, поскольку образование, транспорт, жилье и здравоохране ние становятся сферами государственной деятельности и, вследствие этого, предметом политических споров и действий. Однако государство постоянно оказывается не в состоянии покрывать затраты на коллективное потребление, следствием чего является тенденция к кризису в его обеспечении, что приводит к появлению городских социальных движений. В качестве категории, объясняющей ситуацию с обеспечением городских ресурсов и последующим политическим действием, понятие коллективного потребления было подвергнуто серьезной критике. Существует некоторая неопределенность относительно того, является коллективное потребление вопросом коллективного пользования или коллективного обеспечения. Если первое, то очевидно, что многие ресурсы, если не все, потребляются индивидуально. Если второе, то многие вещи, необходимые для воспроизводства рабочей силы, не обеспечиваются государством — например, жилье. Тем не менее, понятие коллективного потребления остается полезным, в частности потому, что оно акцентирует внимание на отношениях государства и частного капитала в процессе размещения городских ресурсов.

Скачать

Научные статьи на тему «Коллективное потребление»

Экономические интересы предприятия

Интересы сфер производства, распределения, обмена и потребления материальных благ Социальные, коллективные...
Они отражают взаимодействие граждан в сфере производства, распределения, обмена и потребления благ....
Удовлетворение экономических потребностей за счет потребления материальных и духовных товаров является...
По форме своего представления, экономические интересы предприятий являются коллективными....
Коллективные интересы базируются на коллективной форме собственности и предполагают обязательную ориентацию

Статья от экспертов

Задачи коллективного потребления с иерархией приоритетов: метод ритмокаскадов

Предлагается подход детерминированных стратегий потребления в иерархических системах. Рассмотрены проблемы оптимизации стратегий, обсуждаются автомодельные распределения и ритмокаскадный оптимум.

Научный журнал

Принятие решений в отношении общественных благ

Важной задачей формирования общественных благ является создание условий для коллективного выбора предпочтений...
в производстве и потреблении общественных благ....
Совершение общественного выбора Общественный выбор – это принятие коллективного решения гражданами в...
отношении вопросов производства, распределения, обмена и потребления общественных благ....
Предполагается, что в ходе голосования произошло одобрение каждым избирателем принятого коллективного

Статья от экспертов

Теоретические подходы к пониманию потребностей населения в советском гуманитарном дискурсе 1950-1980-х гг

В статье предпринят историографический анализ материалов отечественного гуманитарного дискурса периода 1950-1980-х гг., направленный на выявление специфических черт и особенностей понятия «потребность»: историчности, предельности, рациональности и коллективности, позволяющий прийти к выводу, что такое теоретическое понимание категории было ориентировано на ограничение потребностей населения при отрицании практики спонтанных потребительских проявлений.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Обмена теория

концептуализация социального взаимодействия, социальной структуры и социального порядка с точки зрения отношений обмена имеет долгую историю в антропологии, не так давно такой подход стали использовать и некоторые социологи. Выделяются две разновидности теории обмена: индивидуалистическая и коллективистская. Американский индивидуалистический подход в том виде, в каком он представлен в работах Дж.К. Хоманса (Homans, 1961) и П.М.Блау (Blau, 1964), следует гедонистической, утилитаристской идее, согласно которой люди стремятся к максимальному увеличению своих частных вознаграждений. Этот подход предполагает, что вознаграждения можно обрести только в ходе социального взаимодействия, и поэтому люди, взаимодействуя друг с другом, стремятся к вознаграждениям. Теория обмена обнаруживает сходство между социальными взаи модействиями и экономическими или рыночными трансакциями, которое заключается в ожидании отдачи от вложений. При этом основной парадигмой является модель взаимодействия между двумя людьми. Акцент в данном случае делается на взаимности, хотя основой обмена остается расчет, не предполагающий полного доверия или общих моральных установок. Этот подход является одной из предтеч рационального выбора теории. Критические замечания, выдвигаемые в отношении данного подхода, заключаются в следующем. (1) Его психологические допущения наивны и отличаются преувеличением роли своекорыстных элементов личности, связанных с расчетом. (2) Эта теория остается неразвитой, она не в состоянии перейти с уровня взаимодействия между двумя индивидами на уровень социального поведения большего масштаба. (3) Она не объясняет такие социальные процессы, как осуществление господства или возникновение обобщенных ценностей, исследование которых не может основываться на парадигме обмена между двумя индивидами. (4) Эта теория представляет собой элегантную концептуализацию того, что является тривиальным с социологической точки зрения. Эти критические замечания не относятся к традиционному для французской антропологии акценту на коллективном обмене, связанному с идеями М. Мосса и К. Леви-Стросса. В данном случае имеется в виду не взаимный, а обобщенный обмен, предполагающий наличие по меньшей мере трех деятелей, при котором любой индивидуальный участник может не получать вознаграждение непосредственно от лица, которому он что-либо отдает. В этом случае обмен предполагает общие ценности и доверие, ожидание того, что другие будут выполнять свои обязательства по отношению к группе или обществу, а не преследовать свои собственные интересы. В работах Леви-Стросса теория обмена объясняет развитие таких интегративных культурных связей посредством создаваемых в ходе обобщенного обмена социальных сетей. Несмотря на то, что Леви-Стросс занимался изучением неиндустриальных обществ, его разработка вопросов социальной структуры и культуры имеет большее отношение к социологии, нежели вопросы, поднимаемые теориями индивидуального обмена.

🌟 Рекомендуем тебе

Природное

существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей.

🌟 Рекомендуем тебе

Рынок

феномен рынка всегда занимал центральное место в экономической теории, тогда как в рамках социологического анализа ему придавалось меньшее значение. В наиболее широком смысле рынок — это арена обмена товарами, в ходе которого индивидуальные покупатели и продавцы пытаются извлечь для себя максимальную выгоду. Экономисты склонны рассматривать рынки абстрактно, как механизмы, устанавливающие цену и определяющие размещение ресурсов в рамках экономики. Однако как арены обмена рынки являются также социальными институтами: они обладают социальной структурой, образуемой повторяющимися социальными взаимодействиями, которые соответствуют определенным образцам и санкционируются и поддерживаются социальными нормами. Хотя Вебер заложил основы социологического анализа рынков еще в начале ХХ в., социологи-теоретики в сущности игнорировали тему рынков на протяжении последовавших пятидесяти лет. По Веберу (Weber, 1922), отправной точкой структуры рынков, образуемой взаимодействиями, являются борьба и конкуренция (определяемая им как «мирный» конфликт), которые эволюционируют, превращаясь в обмен. Участники конкурентных социальных отношений стремятся контролировать возможности и преимущества, обладать которыми желают и другие. Участники обмена находят компромисс между своими интересами посредством взаимных компенсаций. Тем не менее, Вебер считал, что социальное действие, имеющее под собой рыночное основание, остается предельным случаем рационального действия и является наиболее калькулируемым и инструментальным социальным отношением из всех возможных в обществе. Социологическая теория рынков стала возрождаться в последнюю четверть двадцатого столетия в связи с новым интересом к экономической социологии. Так называемый «структурный» подход к рынкам сосредоточивается на социальных структурах в той степени, в какой они предстают в образцах социальных отношений и группируются в сети. Например, У. Бейкер (Baker, 1984), наблюдая за образцами торговли между дилерами на финансовом рынке США, приходит к выводу, что социальная структура рынка состоит из двух сегментов. Один представляет собой небольшую и плотную сеть связей, тогда как другой больше по размерам, более дифференцирован, а его члены не столь тесно связаны между собой. Такой социологический подход к рынкам ставит под сомнение положения господствующей неоклассической экономической модели, согласно которым рынки являются недифференцированными и полностью конкурентными. Бейкер также показывает, что социальная структура рынка обладает непосредственным экономическим эффектом: цены в рамках более крупной и более диф ференцированной сети более изменчивы по сравнению с ценами в меньшей и более плотной сети отношений. Культурные, правовые и политические аспекты рынков также имеют прямое отношение к социологии. Хорошо известным примером влияния культурных ценностей на рынки является окончившийся неудачей проект развития рынка человеческой крови в Британии (доноры стремятся сдавать кровь без оплаты), тогда как во многих других обществах продажа и покупка крови социально легитимирована. Существование рынков зависит, в свою очередь, от наличия законов, обеспечивающих осуществление прав собственности и соблюдение условий контрактов. Марксистские социологи рассматривают такие законы в качестве условий существования капиталистической рыночной экономики. Однако в настоящее время социологи не проявляют значительной заинтересованности в разработке систематической теории культурных, политических и правовых аспектов рынков. Вместо этого, их влияние анализируется путем изучения одного случая за другим. Несмотря на относительную скудость социологических теоретических разработок, касающихся рынков, социологи, работающие в рамках традиции политической экономии, долгое время интересовались одним из вариантов понятия рынка, а именно идеей рыночной экономики. Это экономика, в рамках которой большая часть экономической деятельности по производству, распределению и обмену осуществляется частными лицами или корпоративными организациями, подчиняющимися диктату спроса и предложения, а государственное вмешательство сведено к минимуму. Рыночная сфера расширяется по мере того, как все большее число видов человеческой деятельности превращается в товары, которые покупаются и продаются. Вебер считал развитие рыночной экономики основным фактором роста индустриального капитализма и в рамках своего анализа класса основывался на предположении о том, что стратификация отражает распределение на рынке различных жизненных шансов, связанных с трудом. Современный веберианский классовый анализ следует в этом же направлении, и в настоящее время наблюдается растущий интерес к функционированию рынка труда. Марксистская и веберианская школы сходятся в характеристике рынков труда как определенных действующих сил (agencies), посредством которых одна группа или класс осуществляет господство над другой группой или другим классом, поскольку силы участников обмена не равны.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Попробовать тренажер