археологическая культура эпохи поздней бронзы Верхнего Приобья , Барабинской лесостепи и северных предгорий Алтая на нижней Катуни в X-YIII века до н.э. Она довольно хорошо изучена на территории юга Западной Сибири. Благодаря этому многое известно о хозяйстве, быте ирменских племен, их культуре и верованиях. Свидетелями далеких времен являются вещи, пролежавшие в земле тысячелетия. Археологи научились понимать язык древних предметов. Это было время, когда на смену одному металлу постепенно приходил другой. Бронзу сменило железо и началась новая эпоха.
Хронологические рамки этой культуры: от XVIII-XVI до Х-IX вв. до н. э.... выделить еловский, ирменский, черкаскульский, приказанский, поздняковский.... Очаг срубной культуры
Срубная культура охватывала территории степной и лесостепной Восточной Европы между... Для срубной культуры также характерна кремация.... Андроновская культура
Название этой культуры произошло от названия небольшой деревни Андроново, где в
В статье рассматриваются критерии классификации и возможные варианты интерпретации сопроводительных ритуальных комплексов на курганных могильниках ирменской культуры. Предложены несколько вариантов классификации ритуальных комплексов: по местонахождению, по содержанию (составу), по ритуальному действию. Местонахождение остатков ритуального комплекса дает информацию о времени проведения ритуала. Состав комплексов позволяет разграничить следы жертвоприношений и поминальных тризн. Следы различных действий (закапывание, сжигание, порча вещей) подтверждают ритуальный характер комплексов. На материалах 16 курганных могильников выделены различные типы ритуальных комплексов: во рвах, в жертвенных ямах, в насыпях курганов. Данные комплексы связаны с разными структурными элементами погребально-поминальной обрядности: с подготовкой погребального пространства, с жертвоприношениями в ходе погребальной церемонии и с поминальными тризнами после ее завершения.
Рассматривается история изучения ирменских древностей на территории Нижнего Притомья. Сущность историографической проблемы заключается в малой изученности нижнетомских памятников конца эпохи бронзы, что является причиной большого количества спорных мнений о происхождении, развитии и датировке памятников периода ирменской культуры в Нижнетомском регионе. Цель работы провести анализ имеющихся исследовательских концепций по вопросам генезиса и датировки артефактов для выявления культурообразующих факторов томского варианта ирменской культуры. Автор считает, что введение в научный оборот новых репрезентативных материалов станет решением этих проблем, а также позволит досконально проанализировать своеобразие материалов ирменских комплексов в Нижнем Притомье.
относится к числу способов познания окружающего мира. В основе этого метода – непосредственное наглядное восприятие подлинных памятников, происходящее в движении, на месте расположения объектов – в естественной (городской либо природной) среде или в каком-либо помещении (в музее, на производстве и т.д.). Экскурсионный метод сочетает чувственное восприятие и собственно познание действительности – и чем сильнее первое, тем глубже и прочнее второе. Сам процесс познания осуществляется путем «извлечения» и передачи экскурсоводом информации, связанной с экскурсионными объектами.