Субстантивация это переход в разряд имен существительных слов из другой части речи. По мнению автора настоящей статьи, к явлениям, смежным с субстантивацией, относятся конверсия и лексикализация. Выделены постоянные и непостоянные, лексикализованные и нелексикализованные субстантиваты. Кроме того, внешнее сходство с субстантивацией наблюдается при использовании стилистического приема гипербата. В статье также рассматривается вопрос проявления системных семантических отношений в процессе субстантивации полисемии и омонимии. Анализ явлений, связанных с субстантивацией, направлен на определение ее четких границ и понимание семантических отношений субстантиватов с исходными словами (в основном прилагательными) и словосочетаниями.
Рассматриваются примеры использования школьных приемов риторики (распространенных упражнений, фигур мысли, фигур речи, тропов) в поэме императрицы Евдокии (V в.) «О св. Киприане». Отмечается, что умение свободно пользоваться такого рода приемами лежало в основе античного обучения риторике, считавшейся высшей ступенью образования, доступной немногим. Указывается, что между школьными упражнениями (называемыми progymnasmata) и самостоятельным творчеством (как в прозе, так и в поэзии) не было непроницаемой грани, поскольку творчество позднеантичных и византийских авторов рождалось именно из школы. Показано, что в поэме Евдокии, представляющей собой парафраз (что само по себе является риторическим упражнением) уже существовавшего жития, вероятно, со значительными добавлениями и с полной заменой слов, можно наблюдать использование экфрасиса, этопеи, антитезы, анафоры, полисиндетона, асиндетона, гипербата, простых и развернутых метафор и т. п.). Подчеркивается, что в этом смысле поэма «О с...