В статье проведены различия в терминологии аппаратной теории кино Ж.‑Л. Бодри и на стыке двух понятий «диспозитив» и «аппарат» введено третье «машина», которое рассмотрено на материале фильма Алекса ван Вармердама «Платье». Герой фильма, подобно Носу у Гоголя, не человек, а вещь актор, в данном случае яркое платье, проходящее путь от создания хлопка до дыма крематория. Использование концепта «машина» (Делёз/Гваттари) позволяет наметить контуры человеческого вне бинарностей искусственное/естественное, природное/социальное, красивое/некрасивое, живое/мертвое и т. д.
Статья посвящена анализу сложных систем социокультурного мотивиро-вания, описанных в таких смежных с психологией мотивации дисциплинах,как социология, социальная психология и культурология. Детально рассматри-ваются концепции «этоса» Макса Вебера, «социального поля» Курта Левина и«диспозитива» Мишеля Фуко.