В статье представлена новая концепция диатоники. В противовес общепринятой, как коллекции семи ступеней гаммы, эта новая концепция опирается на прямой перевод терминов из книги Аристоксена «Элементы гармоники». В частности, в ней указано, что интервалы меньше кварты являются диссонансами и вместе с другими динамическими аспектами, такими как вибрато, являются порождающими элементами в создании мелодической структуры. В частности, в начале башкирской мелодии «Сәлимәкәй» («Сэлимакай») первый звук представляет сложное взаимодействие ускоряющейся и замедляющейся частоты звука и плавно увеличивающейся и уменьшающейся амплитуды. В какой-то момент частота замедляется до темы внутридолевых делений такта и импульс вибрато передается тонам мелодии, образующим начальное восхождение. Этот пример показывает необходимость инноваций в системе нотации и в инструментах анализа музыки, написанной для голоса или для инструмента с нефиксированными ступенями гаммы.