В статье рассматриваются особенности функционирования метроритма во взаимосвязи с фоническими качествами музыкального материала на примере Трех пьес для фортепиано, ор. 11 А. Шенберга. Наблюдения над ритмическими характеристиками осуществляются в контексте сложной нестабильной звуковысотной системы атональности, параметры которой способствуют выдвижению на первый план фонических свойств различных структурных элементов музыкальной ткани. В процессе изучения Пьес выявлены детально разработанные индивидуальные ритмические рисунки, включающие большое число мелких и непропорционально делимых длительностей, пунктиров, пауз, синкоп. Преобладание коротких длительностей, объединение их в группы в атональном контексте придают движению большую «частотность», внутреннюю скорость. Увеличивается информативность звуковой среды, «количество» и плотность событийных моментов; музыкальное время приобретает качества особой концентрированности, «сжатости». Одновременно с разверткой дифференцированной ри...
В статье рассматриваются различные приемы и методы преодоления технических трудностей, возникающих при изучении музыкальных произведений. Очень подробно описаны такие методы как вычленение трудного эпизода, изменение регистра, метроритма, тональности, штриха, собрание мелодической линии в аккордовую фактуру.