философскоэстетические понятия, введенные Ф. Ницше для характеристики двух типов культуры и двух начал бытия, олицетворение которых он видел в образах античных богов – Аполлона и Диониса. Аполлоновское символизировало собой светлое, рациональное начало, а дионисийское – темное, страстное, хаотическое. Идеал в искусстве Ф. Ницше видел в некоем равновесии аполлоновского и дионисийского начал в культуре.
Научные статьи на тему «Аполлоновское и дионисийское начало»
Дионисийское и аполлоновское в эстетике
Дионисийское и аполлоновское – это взаимосвязанная пара понятий... Напротив, дионисийскоеначало наиболее полно может быть выражено в самом художнике, а художник в свою... В культуре Новой Европы после Возрождения Ницше находил, что преобладает аполлоновскоеначало и сознательно... Ницше объединял дионисийскоеначало также с глубинным восточным влиянием на культуру Греции.... дионисийского и аполлоновского, то понятие эллинизма для него пронизано началом дионисийского.
Статья посвящена проблеме ницшеанских влияний в творчестве Джека Лондона. Своеобразие восприятия и интерпретации писателем некоторых философских идей Ницше исследуется на примере наиболее значимого произведения романа «Мартин Иден». Автор утверждает, что писатель, воспринимая идеи Ницше, подвергал их критической переработке, что наиболее полно воплотилось в образе главного героя произведения.
Аполлоновский и дионисийский типы культуры
Замечание 2
Ницше выделял два типа культуры:
Аполлоновский... Чрезмерное развитие этих начал ведёт к измельчанию личности и духовной деградации человеческой цивилизации... Дионисийский тип, наполненный яркой жизненностью, страстями, героизмом и трагизмом
За то, что в современном... ему буржуазном обществе 19 века преобладает аполлоновский тип культуры, Фридрих Ницше его нещадно критиковал... Ницше считал, что господствующая в нем аполлоновская культура должна уравновешиваться дионисийской культурой
Цель работы исследовать отображения философских идеи Ф. Ницше на искусство авангардизма. Методология исследования для выявления теоретико-методологических основ функционирования использованы положения философской, эстетической, культурологической и искусствоведческой мысли. Научная новизна в статье проанализировано влияние Ф. Ницше на искусство авангардизма. Взгляды Ф. Ницше оказались актуальны и востребованы в художественной культуре XX в., но в то же время представители культурной традиции XX в., которые использовали в своем творчестве идеи немецкого мыслителя, часто обращались к ним крайне избирательно и не всегда контекстуально-корректно. Выводы. Доказано, что творческое наследие Ф. Ницше может стать интеллектуальной основанием для преодоления кризисных явлений в современной художественной культуре и инициировать восхождение Человека к новым духовно-художественных вершин.
форма популяризации театрально-музыкального искусства России на Западе (1907–1913). Оперные и балетные спектакли, оформленные художниками «Мир искусства», составили эпоху не только русской, но и мировой культуры.
(греч. basilike-дом базилевса) - здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн. Первоначально, в Византии, - дом высшего духовного лица города, затем, в Древнем Риме, - общественные здания. Впоследствии стали использоваться христианами для собраний. Постепенно приобрели форму латинского креста.
(лат. рassio-страсть) - страстное, неодолимое стремление людей к осуществлению своих идей, целей, идеалов. Термин введен в науку русским историком Л.Н. Гумилевым (1912-1992). Пассионарность - основа всех исторических деяний. Она сильнее, чем инстинкт самосохранения (напр., подвиги Александра Македонского, Христофора Колумба, а также Жанны Д'Арк совершены не ради наживы).