Учет рисков при бизнес-планировании
Риск – это вероятность наступления неблагоприятного события, действие которого может привести к утрате некоторой части ресурсов, получению прибыли не в полном объеме или же появлению дополнительной статьи расходов.
Инвестиционные проекты всегда сопровождаются различными видами рисков. Наличие вероятности рисков становится причиной тщательного анализа фирмами всех инвестиционных проектов. Оценка инвестиционных рисков – это обязательная составная часть всех бизнес-проектов и бизнес-планов.
Глубина анализа наступления рисков зависит от конкретной деятельности компании и масштабов проекта. При крупных проектах осуществляется тщательное исследование рисков при помощи специального математического инструментария теории вероятностей. В более простых проектах оценка рисков проводится при помощи экспертных оценок.
Существует множество видов рисков, и поэтому предпринимателям следует оценивать те риски, которые являются наиболее вероятными. Для этого нужно:
- Определить все возможные риски;
- Оценить вероятность наступления каждого;
- Вычислить ожидаемые убытки при их появлении;
- Проранжировать риски по вероятности возникновения;
- Определить допустимый уровень риска и не учитывать те риски, вероятность наступления которых ниже допустимого уровня.
После проведения анализа всех возможных риском и определения наиболее существенных, предприниматель должен для каждого риска составить перечень организационных мер по профилактике и нейтрализации рисков.
Риски бизнес-планирования и меры по их предотвращению
Риски бизнес-планирования подразделяются на следующие виды.
Неконтролируемые, куда входят экономические, политические и социальные условия, экономический кризис, общественные потрясения, стихийные бедствия, колебания курсов валют, изменение условий валютного регулирования, изменения в системе налогообложения, изменения в законодательстве, которые негативно влияют на предпринимательскую сферу.
Контролируемые риски, которые также делятся на:
- Производственные: опасность возникновения бракованной продукции, технологические риски, нарушение производственного цикла;
- Финансовые: недостаточность оборотных средств, появление дебиторской задолженности, увеличение себестоимости товаров;
- Кадровые: риск несоответствия квалификации персонала выполняемой работе, уход основных сотрудников, изменения в трудовом законодательстве;
- Рыночные: неблагоприятные по отношению к фирме изменения в отрасли: появление новых технологий, изменение принципов торговли и т.д.;
- Операционные: нарушения в бизнес-процессах и операциях.
Неконтролируемыми рисками фирма не может управлять, однако, на контролируемые риски компания может оказывать воздействие. Бизнес-планирование должно предусматривать профилактику различных видов бизнес-рисков.
Несмотря на то, что компания не может влиять на появление неконтролируемых рисков, она в состоянии минимизировать их последствия. Для этого разработаны организационные и финансовые методы снижения влияния неконтролируемых рисков.
Финансовыми методами являются: страхование имущества, смежное инвестирование, разработка денежных резервов.
К организационным мерам относятся: внедрение новых информационных технологий, создание копий наиболее важных данных, развитие фирмы в регионах, профилактика последствий природных катаклизм.
Влияние контролируемых рисков компания может либо устранить полностью, либо снизить до минимального уровня.
Профилактика производственных рисков включает: осуществление контроля за материально-техническими ресурсами, проведение замены устаревшего оборудования, контроль ключевых точек технологического процесса, оптимизацию производства, контроль качества товаров на всех производственных стадиях.
Меры по предотвращению финансовых рисков включают: контроль финансовой устойчивости предприятия, управление заемными средствами, диверсификацию источников финансирования, рациональное управление дебиторской задолженностью, проведение анализа и прогнозирования денежных потоков, привлечение финансовых аудиторских фирм.
Предотвращение кадровых рисков: корректная HR-политика компании, осуществление мониторинга соблюдения трудового законодательства, ознакомление всего персонала с особенностями производственного процесса и техниками безопасности, организация повышения квалификации сотрудников, ротация кадров.
К мерам по минимизации рыночных рисков относятся: проведение краткосрочного и долгосрочного анализа рынка, конкурентов и всей отрасли, своевременное реагирование на новые технологии, изменение предпочтений потребителей, мониторинг государственного регулирования и законодательства, расширение ассортимента.
Контроль над операционными рисками осуществляется при помощи: комплексного выстраивания бизнес-процессов, максимально возможной автоматизации бизнес-процессов, контроля за документацией, регламентами и внутренними инструкциями, постоянного обучения и контроля деятельности ключевых специалистов.
Причины возникновения рисков
Риски бизнес-проектов могут возникать по следующим причинам:
- Недостаточности информационных ресурсов;
- Присутствии непредсказуемости развития событий;
- При сознательном противодействии во внутренней и внешней среде (конкуренты, сотрудники, власти, подрядчики и др.).
Все риски проекта должны быть своевременно идентифицированы и оценены, а затем разработан план мероприятий по минимизации их последствий или же их ликвидации. Таким образом, управление рисками осуществляется в несколько этапов:
- Идентификация факторов риска;
- Количественный и качественный анализ факторов рисков;
- Составление плана мероприятий по предотвращению рисков или минимизации их последствий;
- Мониторинг управления рисками;
- Определение способов управления рисками, а также последовательности их применения;
- Выработка рекомендаций по предотвращению рисков в будущем.