Сущность бизнес-планирования
Термин «бизнес-планирование» в отечественной экономике появился относительно недавно. Под бизнес-планированием понимается процесс разработки бизнес-плана для конкретного проекта, чаще всего инвестиционного.
Как самостоятельное явление бизнес-планирование появилось в 1950-1960-х годах прошлого века.
Затруднительно однозначно определить сущность бизнес-планирования, поскольку природа самого явления имеет сложную структуру, а также существуют отличительные особенности его проявления в отечественной практике. Бизнес-планирование можно рассматривать как оперативное управление фирмой, как функцию топ-менеджмента компании, а также как процесс создания бизнес-плана.
В общем смысле под бизнес-планированием понимается процесс осуществления планирования и прогнозирования деятельности предприятия или его отдельного проекта, учитывая единую стратегию.
Главной функцией бизнес-планирования является установление связи между стратегическими планами и тактическими действиями компании при помощи бизнес-планов и программ. Осуществление бизнес-планирования позволяет непрерывно управлять тактически компанией согласно принятой стратегии и контролировать достижение долгосрочных целей.
Цель бизнес-планирования состоит в планировании предпринимательской деятельности в текущем и будущем периоде, учитывая факторы окружающей среды.
Этапы процесса бизнес-планирования
Процесс бизнес-планирования является непрерывным процессом деятельности компании, который связан с ее развитием, а также процессом разработки бизнес-плана для конкретного проекта.
Создание и написание бизнес-планов состоит из множества процедур, которые можно сгруппировать в временные этапы:
- Подготовительный этап, на котором принимается решение о разработке проекта, о разработке бизнес-плана, разрабатывается система финансового обеспечения разработки бизнес-плана, формируется группа по созданию бизнес-плана. На данном этапе ведутся предварительные подготовительные работы, необходимые для разработки и практической реализации бизнес-проекта. Конечной целью подготовительного этапа является создание необходимых условий для создания бизнес-плана.
- Этап разработки бизнес-плана, на котором формулируется концепция бизнес-плана, происходит сбор данных, проводятся экспертные оценки и расчеты, подготавливается и утверждается бизнес-план. На данном этапе бизнес-идея перерождается в бизнес-план, другими словами, документально оформляется. Результат этапа – создание первоначального проекта бизнес-плана.
- Этап продвижения созданного бизнес-плана, на котором проводятся переговоры с партнерами, согласуются условия с партнерами и оформляются договора, ведется аудит бизнес-плана внешними инвесторами, а также принимается решение о инвестировании, по необходимости корректируется бизнес-план. Особенностями данной стадии является взаимодействие с внешними пользователями созданного бизнес-плана и другими участниками проекта. Если требуется, бизнес-план адаптируется к условиям пользователей и утверждается его окончательный вариант, заключается пакет договоров, закрепляющих первоначальные бизнес-идеи.
- Этап реализации, на котором разрабатывается план реализации, осуществляется программа работ в границах бизнес-плана, работы контролируются и корректируются, проводится анализ соответствия поставленных целей достигнутым, оценивается эффективность процесса бизнес-планирования и учитываются ошибки. На завершающем этапе бизнес-план реализуется, проводятся все мероприятия, установленные в бизнес-плане. Итог данного этапа – это успешно реализованный бизнес-проект.
Разработка бизнес-плана
Бизнес-план – это результат организационной работы и исследований, который опирается на:
- Определенный проект предоставления новых услуг;
- Всесторонний анализ предпринимательской деятельности, цель которого состоит в выделении ее сильных и слабых сторон, отличий и специфики от других похожих предприятий.
С помощью бизнес-плана можно избежать нехватки капитала для нормального функционирования фирмы, отрицательного баланса движения денежных средств, неверного подбора персонала, неправильного выбора местонахождения предприятия и т.д.
Планирование деятельности предприятия предполагает соблюдение основных принципов планирования:
- Принципа участия, согласно которому любое подразделение компании должно составить свой план, при этом деятельность всей компании должна быть скоординирована;
- Принципа непрерывности;
- Принципа интеграции и координации.
Бизнес-план представляет собой документ, где подробно описываются основные разделы развития компании в конкурентной среде, учитывая собственные и заемные финансовые источники, материальные и кадровые возможности, а также предполагаемые риски, возникающие в процессе осуществления предпринимательских проектов.
Основными целями и задачами бизнес-плана являются:
- Обоснование предполагаемого бизнеса и оценка результатов за отдельный временной период;
- Служит элементом стратегического планирования, а также руководством для исполнения;
- Выступает средством получения инвестиций;
- Служит инструментом управления внутри фирмы;
- Может быть эффективной рекламой для нового бизнеса;
- Является документом, отражающим готовность к рискам и страхующим успех проекта.
Чтобы практически реализовать бизнес-план, необходимо соблюдать основные принципы:
- Принцип гибкости, согласно которому нужно постоянно адаптироваться к изменениям окружающей среды, где функционирует предприятие;
- Принцип непрерывности, предполагающий изменяющийся в конкретных условиях характер планирования;
- Принцип интерактивности – планирование должно осуществляться творчески, а составленные разделы неоднократно прорабатываться;
- Принцип многовариантности, согласно которому должны существовать альтернативные варианты достижения поставленных целей;
- Принцип участия – в процесс создания бизнес-плана должны быть вовлечены все возможные участники;
- Принцип отражения реальных проблем.