Сущность понятия «учебная задача»
Современная библиотека играет большую роль в процессах получения знаний, обработки информации в процессе образования и самообразования. Ведущая функция современной образовательной системы заключается в том, чтобы сформировать у индивида не только потребность в получении знаний, но и навыки самостоятельного их извлечения из разных источников и применения для решения практических задач. В этом отношении библиотека становится центром формирования информационной культуры личности, местом становления и развития навыков восприятия, отбора и систематизации источников информации с целью их последующего использования в учебной деятельности.
Целенаправленная учебная деятельность не может осуществляться без учета специфики приемов, способов и форм обучения, понимания их различия и направленности. Главным понятием современной дидактической системы становится понятие «учебной задачи», которое выступает как основа формирования и принятия учебных целей.
Учебная задача представляет собой познавательную проблему, решение которой приводит обучающегося к получению необходимых знаний и выработке на их основе практических умений.
В основе учебной задачи обязательно лежит противоречие, которое формируется между наличным уровнем знаний и умений и теми знаниями, которые необходимы для выполнения учебной задачи. Следовательно, процесс ее решения складывается как преодоления возникших противоречий с помощью информационных ресурсов и навыков работы с ними.
С информационной точки зрения учебная задача предполагает наличие ситуации «информационного дефицита», восполнение которого ведет к ее решению.
Принятие учебной задачи предполагает следующие действия:
- Осознание цели учебной деятельности.
- Принятие этой цели как личностно-значимой, что связано с развитием мотивации к учению.
- Анализ компонентов учебной задачи, предполагающий выделение шагов, способствующих ее решению, и определение оптимальных способов действий.
- Анализ информационный среды, в которой существует учебная задача, сопровождающийся определением информационных пробелов и дефицитов и способов их преодоления.
- Планирование учебной деятельности.
Учебное задание и его специфика в информационном обществе
От учебной задачи следует отличать учебное задание, которое также является частью процессов обучения.
В дидактике под учебным заданием понимается ситуация проблемного характера, для решения которой необходимо применять полученные знания и умения.
Выполнение учебного задания является основным средством реализации практической части процессов обучения. В основе каждого учебного задания лежит несколько компонентов:
- Учебная задача, которую необходимо решить.
- Ряд условий, которые описывают ситуацию в рамках задания.
- Алгоритм его выполнения с учетом имеющихся знаний.
Важным компонентом учебного задания является алгоритм, или технология выполнения. По сути, операциональная сторона обучения сводится к выработке навыков работы с разными типами учебных заданий для формирования устойчивых алгоритмов действий в типовых ситуациях. Однако большинство ситуаций реальной жизни, с которыми сталкивается современный человек, не имеют типового характера, поэтому сформированные в процессе обучения алгоритмы при их решении не действуют или действуют неэффективно. На сегодняшний день ведущим требованием к учебному заданию является его направленность на выработку функциональных умений и навыков, то есть «гибких» умений, которые могут быть перенесены с учебной задачи на другие сферы деятельности. Иными словами, учебная задача приобретает личностно-значимый, практико-ориентированный, универсальный характер.
В библиотечно-информационной системе, которая обеспечивает поддержку образовательного процесса, изменение подхода к осмыслению сути и роли учебного задания приводит к новым представлениям о роли информационных ресурсов в его решении. Свобода и творческих характер в выполнении учебных заданий стимулируют пользователя к самостоятельному поиску алгоритмов решения. То, что способ выполнения задания не дается в готовом виде, стимулирует обучающегося самостоятельно анализировать информационную среду, определяя те ресурсы, которые необходимы для выработки алгоритмов обучения.
Обновленные требования к понятиям «учебная задача» и «учебное задание» показывают, что процессы образования претерпевают трансформацию под влиянием новой информационной среды. В дидактике «отметается» идея готового и раз и навсегда определенного знания. Вместо этого формируется представление о «гибких» информационных навыков, которые способствуют адаптации к различным учебным и практическим задачам, выходящим за рамки изученного по школьной программе. В этой ситуации возрастает роль библиотеки как фактора развития информационной культуры личности, позволяющей ориентироваться в потоке сведений и выстраивать их в имеющуюся систему знаний.