Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде
Справочно-библиографическое обслуживание (далее СБО), будучи вспомогательным звеном библиотечной деятельности, направленным на оказание пользователю помощи в поиске и подборе информации по определенной теме, относится к наиболее «молодым» отраслям библиотечной практики. При этом СБО постоянно меняется, адаптируясь к условиям и стратегиям поиска и анализа документов, которые разрабатываются в обществе. Отдельные части справочно-библиографической системы, как и вся она в целом, испытывают воздействие со стороны электронной среды, которая выступает как внешняя метасистема, участвующая в организации и осуществлении библиотечно-библиографического облуживания. По сравнению с традиционным справочным аппаратом библиотек электронная среда имеет ряд преимуществ, а именно:
- позволяет более быстро получать необходимую информацию, оптимизируя поисковые запросы пользователя;
- обеспечивает доступ к большому объему различных сведений, объединенных по тематическому принципу на основании запроса пользователя;
- позволяет с помощью технических средств осуществлять поиск и обработку необходимой информации без привязки к конкретной локации.
Несмотря на активное внедрение электронных средств поиска в систему СБО, состав его остается прежним, включая основные компоненты в виде документной базы, с которой взаимодействуют библиограф и пользователь через материально-техническое обеспечение библиотечной деятельности. Не сливаясь с электронной средой, справочно-библиографическое обслуживание становится ее компонентом, подразделяясь на три основных направления:
- Справочно-библиографическое обслуживание локальных пользователей.
- Обслуживание удаленных пользователей.
- Обучение применению электронных средств СБО.
Функционирование СБО в локальных системах
Обслуживание локальных пользователей через электронную среду СБО выступает как первый вид практического использования таких систем поиска в библиотечной сфере. Основным инструментом реализации этого направления деятельности является ведение электронного каталога, к которому пользователь может получить доступ в библиотеке. При этом прямое участие библиографа как лица, которое осуществляет обработку и выполнение запроса пользователя, здесь не требуется, поскольку процессы формирования и выполнения запросов осуществляются автоматически благодаря специальному программному обеспечению. При этом роль библиографа по-прежнему значительна, так как описание документов, необходимое для автоматического поиска, обеспечивается именно его деятельностью в специальной автоматизированной среде. Помимо электронного каталога, пользователь также может получить доступ к локальным базам данных и локальной справочной службе, выполняющей информационные запросы читателей.
Качество локальной электронной среды СБО напрямую зависит от показателей, которым соответствует электронный каталог и базы данных. Это касается их объема, соответствия фонду, полноты описания, соблюдения системных требований, комфортности пользовательского интерфейса.
Роль электронной среды в обслуживании удаленных пользователей
Доступ к справочному аппарату библиотеки удаленных пользователей представляет собой следующий этап в развитии взаимодействия справочно-библиографического обслуживания электронной среды. При таком подходе СБО перестает быть привязанным к определенной локации и становится частью виртуального информационного пространства, позволяющего осуществлять работу с документами без посещения библиотеки. Несмотря на сходство основных процессов поиска информации с помощью удаленных поисковых систем, наблюдаются и значительные отличия, которые связаны с уточнением и обработкой запроса, а также выбором стратегии поиска информации, планированием поиска, его корректировкой в случае неудовлетворительного результата и интерпретацией итогов поисковой деятельности.
Очевидно, что удобство использования удаленных систем СБО, требует от пользователя наличия достаточно высокой информационный культуры, а также навыков работы с поисковыми системами, базовых знаний технологии поиска, формулировки запроса с использованием информационно-поисковых языков, а также техник, лежащих в основе интерпретации результатов.
Другой аспект внедрение электронной формы обслуживания связан с необходимостью развития цифровых ресурсов библиотек. Это предполагает наличие цифровых электронных документов, сервиса электронной доставки документов, а также создание полнотекстовых баз, данных по различным отраслям знания.
С появлением удаленных поисковых систем актуальным стало такое направление СБО, как обучение пользователей работе в электронной среде. Востребованными здесь становятся несколько типов знания: теоретические, информационные и практические. Первые касаются развития принципов категориального мышления, лежащего в основе классификации и отраслевого деления источников информации. Вторые связаны с общим пониманием сущности библиотеки, ее устройства, особенностях функционирования электронных библиотек, понимание принципов их организации и обслуживания пользователей. Третья группа знаний опирается на конкретные навыки использования справочного аппарата библиотеки, программного обеспечения, поисковых сред, оборудования для поиска необходимой информации, ее анализа и интерпретации.
Таким образом, справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде представляет собой одно из направлений современной библиотечной деятельности, которое востребовано практикой и требует комплексного подхода к решению проблем, возникающих при осуществлении относительно новых форм взаимодействия пользователя и информационных ресурсов.