Библиотека как субъект правовых отношений
Библиотека в современной экономической ситуации является участником правовых отношений, вступая в различные сделки имущественного и иного характера. Поэтому, выступая как субъект правовых отношений, библиотека участвует в выполнении обязательств по этим сделкам.
В то же время необходимо отметить специфику библиотеки как субъекта правовых отношений. Библиотеки относятся к некоммерческим организациям, что предполагает отсутствие в их деятельности прямой направленности на извлечение прибыли от ее осуществления. Иными словами, целью библиотеки является не получение прибыли, а содействие развитию информационной культуры пользователей.
Однако в современном обществе библиотека не может полностью быть изолирована от правовых отношений и их последствий в связи с характером своей деятельности. Так, информационные ресурсы, составляющие основу деятельности библиотеки, согласно отечественному законодательству являются товаром, следовательно, производство информационных продуктов, а также оказание услуг в сфере предоставления информации может регламентироваться договорами информационного обеспечения. В соответствии с ними у библиотеки возникают определенные обязательства, которые она должна исполнить перед заказчиком. В случае неисполнения этих обязательств библиотека попадает под действие законов и может нести судебную ответственность.
Оказывая услуги возмездного характера пользователям, библиотека также попадает под действие закона «О защите прав потребителя», в соответствии с которым она несет ответственность за предоставления услуг ненадлежащего качества.
Необходимо помнить, что основным документом, определяющим различные меры исполнения обязательств, является договор, который регламентирует отношения, по поводу которых эти обязательства возникают. Частью правовой культуры и компетентности работников библиотеки является знание основ договорного права. В частности, именно в договоре указывается его предмет, определяются обязанности библиотеки как партнера правовых отношений, а также определяются требования к производимым информационным товарам и услугам, включая их объемы, сроки выполнения и проч. В договоре также указываются последствия неисполнения обязательств и санкции, которые могут быть применены по отношению к библиотеке.
Обязательства библиотека также принимает при заключении договоров о совместной деятельности с различными партнерами. Суть этих договоров заключается в том, что они представляют собой соглашения об осуществлении совместной деятельности с различными целями, в том числе и с целью получения прибыли от реализации продуктов и услуг. Если библиотека не исполняет свои обязательства по данному договору, то она может стать субъектом имущественной ответственности.
Способы обеспечения исполнения обязательств работниками библиотеки: традиционный и новый подходы
Обеспечение исполнения обязательств работниками библиотеки представляет собой совокупность мер, направленных на укрепление правоотношений и взаимную защиту интересов участников сделки, осуществляемой в связи с реализацией библиотечной деятельности.
Чтобы гарантировать права всех участников применяются специальные меры, которые называют способами обеспечения исполнения. Рассмотрим некоторые из них применительно к деятельности библиотеки.
Традиционными мерами обеспечения обязательств в условиях плановой экономики были административно-управленческие санкции, которые не имели для самой библиотеки имущественных последствий. Они выражались в том, что по отношению к работникам или руководству применялись различные дисциплинарные меры. В рыночной экономике ситуация меняется, появляются новые подходы к обеспечению обязательств.
Вступая в имущественные отношения, библиотека приобретает соответствующие обязанности, обусловленные характером этих отношений и договором. Например, это могут быть ситуации, связанные с куплей-продажей книг, специального оборудования для библиотечной деятельности, а также мены, подряда на выполнение каких-либо услуг или работ. Права и обязанности библиотеки по этим договорам регламентируются Гражданским кодексом. Поэтому к ней могут быть применены меры, направленные на обеспечение исполнения обязательств по данным договорам.
Чаще всего в качестве такой меры применяется выплата неустойки, которая представляет собой денежную компенсацию, которая передается партнеру по договору в случае неисполнения или неполного исполнения обязательств, принятых на себя другим партнером. То есть выплата неустойки выступает мерой имущественной ответственности библиотеки при заключении договоров.
Размер неустойки может быть определен как самим договором, так и рассчитываться исходя из требований закона. При этом, как правило, при отказе платить неустойку, возмещая убытки, возникшие по вине недобросовестного исполнения договора, библиотека может попасть под штрафные санкции, предусмотренные законом.
При осуществлении сделок купли-продажи к библиотеке может применяться и такая мера, как банковская гарантия. Она представляет собой письменное обязательство об оплате какой-либо суммы, связанной с основным договором.
Практически не применяются в практике библиотечной работы такие виды обеспечения обязательств, как залог, а также поручительство.