Семейное чтение в современных условиях
Роль книги и чтения в формировании личности ребенка нельзя переоценить. Вместе с тем специалисты отмечают негативные тенденции в области детского чтения:
- Падение интереса к чтению, замещение его виртуальными играми и видеоконтентом.
- Ориентация на чтение развлекательной массовой литературы с одновременной утратой читательского интереса к произведениям классиков, научно-популярной литературе.
- Исчезновение традиций семейного чтения, разобщение поколений, отсутствие совместного досуга, связанного с книгой и чтением.
Данные тенденции свидетельствуют о необходимости развития семейного чтения как фактора, способствующего возрождению интереса книге у подрастающего поколения, консолидации поколений внутри семьи, а также сохранения духовных ценностей семейного воспитания.
Семейное чтение представляет собой психолого-педогогический процесс, основанный на совместном чтении и последующем обсуждении различных произведений – от художественных до научно-популярных.
Семейное чтение предполагает сочетание нескольких видов деятельности, ведущими из которых является общение по поводу читаемой книги.
Роль семейного чтения в развитии личности и читательской культуры ребенка заключается в следующем:
- Активизация мыслительной деятельности ребенка, развитие эмоционального интеллекта.
- Стимулирование фантазии и воображения, создание предпосылок для воспитания творческой личности.
- Развитие произвольного внимания, фонематического слуха, совершенствование слуховой памяти, обогащение словарного запаса.
- Становление читательских вкусов и развитие интереса к чтению, приобщение к лучшим произведениям русской и мировой культуры и словесного искусства.
- Формирование доверительных отношений с родителями, чувства духовной близости, солидарности, доверия.
Специфика семейного чтения в современных условиях определяется тем, что чем старше становится ребенок, тем меньше участия принимают родителей в руководстве его чтением. Если в дошкольном возрасте родители, как правило, следят, за тем, чтобы ребенок читал, знакомился с новыми произведениями, то в дальнейшем родители уже не занимаются формированием читательских интересов и потребностей детей целенаправленно. Хотя именно в подростковом возрасте ребенок нуждается в совете и рекомендации взрослого, который порекомендует ему качественную литературу.
Другая особенность семейного чтения – утрата традиций, которые объединяли всю семью за книгой. С одной стороны, это объясняется тем, что изменился ритм жизни, социально-экономическая ситуация, родители стали больше уделять времени работе и материальному обеспечению семьи. С другой стороны, во многих семьях изначально нет установки на совместное чтение, нет отбора и формирования руга литературных произведений, с которыми могут знакомиться дети и родители.
В связи с этим библиотекам необходимо постоянно информировать читателей о литературе, которая не имеет возрастных границ и будет одинаково интересна как для родителей, так и для детей.
Формы продвижения семейного чтения в библиотеках
Существует большое разнообразие приемов и методов приобщения к семейному чтению. Ведущую роль здесь играют библиотеки, которые осуществляют целенаправленную работу в рамках развития культуры семейного чтения, а также формирования у родителей представлений о роли книги и чтения в воспитании ребенка. Наиболее востребованные формы работы в рамках семейного чтения в библиотеке:
- Акция – активная форма, связанная с привлечением читателей в библиотеку и направленная на актуализацию отдельных сторон чтения. В библиотеке практикуются такие акции, как «Семейный абонемент», «Папа, мама, я – читающая семья», «Месячник семейного чтения» и проч.
- Родительские собрания являются информационно-педагогической формой, цель которой состоит в том, чтобы донести до родителей необходимость систематического чтения, помочь подобрать литературу, а также дать практические советы по организации совместного чтения с ребенком.
- Проведение конкурсов, которые связаны с традициями семейного чтения. Обязательным условием участия является совместная читательская и творческая деятельность детей и родителей. Это может быть конкурс рисунков или поделок по мотивам прочитанных произведений, а также конкурс эссе, рассказов, видеороликов.
- Литературные фестивали и праздники – комплексные мероприятия, которые посвящены книге и чтения. В ходе таких мероприятий организуются игры, викторины, познавательные беседы.
- Дни открытых дверей, в течение которых пользователи могут посетить библиотеку, принять участие в мастер-классах, литературных играх, познакомится с выставками, кружками и клубами, действующими при библиотеках.
- Проекты, которые направлены на продвижение книги и чтения в семьи. Реализуются совместно с партнерами – органами социальной защиты и образования.
- Клубы по интересам, которые собирают детей и родителей вокруг чтения и обсуждения интересных произведений.
Таким образом, работа по развитию семейного чтения осуществляется в библиотеках постоянно, способствуя воспитанию книжной культуры семьи и приобщению подрастающего поколения к чтению.