Районная библиотека как методический центр, цели и аспекты ее деятельности
Законодательством РФ в области культуры и библиотечного обслуживания предусмотрено, что центральные библиотеки муниципальных образований выступают в качестве методических центров для других библиотечных учреждений.
Основные задачи методической работы, осуществляемой этими библиотеками, заключаются в следующем:
- Содействие развитию библиотечной деятельности в регионе, районе.
- Мониторинг деятельности библиотек, изучение и анализ статистических показателей их работы для прогнозирования и планирования дальнейшей деятельности.
- Оказание необходимой помощи библиотекам в осуществлении основных направлений работы.
- Содействие внедрению инновационных технологий, форм и методов работы, а также лучших достижений передового опыта в практику библиотечного обслуживания.
- Оказание помощи в автоматизации библиотечных процессов, связанных с внедрением новых технологий.
- Развитие профессионализма работников библиотечной сферы, оказание услуг, направленных на повышение квалификации.
Основные направления методической деятельности районных библиотек включают такие взаимосвязанные аспекты, как аналитический, консультационно-методический, инновационный, научно-исследовательский, информационный, издательский и проч. Рассмотрим их специфику на примере анализа некоторых сфер деятельности.
Направления методической работы районной библиотеки
Аналитическое направление в методической работе предполагает изучение количественных, а также качественных результатов деятельности библиотек, мониторинг развития библиотечных процессов. Это направление помогает увидеть реальные достижения в библиотечной работе, оценить эффективность внедряемых форм и методов продвижения библиотечных услуг, а также способствует корректировке стратегии библиотечной деятельности и прогнозированию ее развития.
Консультационно-методическая и информационная деятельность методических центров связана с предоставлением библиотекам актуальных сведений в области теории и практики библиотечно-информационной деятельности, а также с оказанием помощи в подготовке программ, проектов, открытых мероприятий, организации клубной и кружкой работы.
Инновационная и научно-исследовательская деятельность современных методических библиотечных центров тесно связаны. К примеру, изучение современных достижений библиотечной науки имеет целью апробацию из результатов на практике для улучшения библиотечного обслуживания. Методисты выявляют наиболее перспективные формы работы, изучают новые методы и приемы проведения массовой работы, раскрытия фондов, применения информационных технологий в практике работы и разрабатывают рекомендации по их использованию в библиотечной деятельности в качестве инновационных видов работы.
Издательская деятельность методистов раскрывается через комплекс работ, направленных на подготовку и выпуск специальных продуктов, обеспечивающих методическое сопровождение библиотечной деятельности. К ним относятся методические рекомендации, пособия, информационные материалы, сценарии мероприятий, методические программы и проекты.
Наконец, обучающая функция методической службы заключается в содействии повышению квалификации работников библиотек, развитию из коммуникативных и информационных навыков и обеспечения непрерывного образования.
В современных условиях методическая деятельность районных библиотек выступает как обязательный компонент профессионального библиотечного обслуживания, то есть как государственная услуга в целях содействия развитию библиотечной отрасли.
Формы осуществления методической работы
Организационно деятельность методической службы осуществляется в двух формах:
- Через специальные структурные подразделения на базе районных библиотек, так называемые методические или инновационно-методические центры.
- При участии специалиста методической службы в небольших библиотеках, который функционирует как самостоятельная штатная единица, занятая вопросами методического обеспечения деятельности.
С целью совершенствования методической деятельности в библиотеках действует Методический совет, координирующий деятельность сотрудников методической службы. Он занимается текущими вопросами методической деятельности, изучением инновационного опыта, распространением актуальной информации в сфере библиотечного обслуживания, мониторингом правой базы деятельности. Основа деятельности Совета связана с выстраиванием плана методической работы и анализом его результатов, координацией деятельности всех структурных подразделений библиотеки и развитием профессиональных компетенций библиотекарей. В введении Методического совета также находятся вопросы, связанные с адаптацией молодых специалистов, организация сотрудничества с другими библиотеками и учреждениями культуры, а также формированием фонда методических материалов. Методический фонд, формируемый в библиотеке, включает разные документы:
- Распорядительные документы.
- Методическую литературу по теории и практике библиотечно-библиографической работы.
- Справочники, терминологические словари, стандарты в области библиотечного дела.
- Тематические паки, разработки сценариев мероприятий, проектов и программ.
Помимо картотеки методических материалов, методические отделы также занимаются учетом других сторон библиотечной деятельности. Так, методисты занимаются учетом сети библиотек и их кадров, ведут картотеку библиотечных инноваций, а также картотеку библиографической росписи местных периодических изданий, отражающих работу библиотечных учреждений.
Таким образом, развивая такое направление своей деятельности как методическая работа, районные библиотеки способствуют совершенствованию деятельности всей библиотечной сети муниципального района или городского округа.