Проблемы информационного поиска в сети Интернет
В сегодняшнем мире Интернет становится одним из ведущих источников получения информации. При подготовке докладов, сообщений, рефератов, изучении литературы человек обращается к информационным ресурсам Интернета. Преимущества этого источника информации состоят в следующем:
- Удобство и быстрота поиска необходимой информации.
- Неограниченный объем ресурсов, которыми может воспользоваться индивид.
- Возможность выбрать один из нескольких источников информации.
- Отсутствие привязки пользователей к определенной локации, доступ к информации из любой точки мира.
Информационный поиск в сети Интернет – это совокупность действий пользователя, которые связаны с целенаправленным выявлением, изучением, отбором и переработкой сведений, относящихся к области информационного запроса.
Поиск в сети Интернет может осуществляться с помощью разных инструментов:
- Поисковые возможности адресной строки браузера.
- Поиск по ключевым словам.
- Поиск по электронным цифровым базам данных библиотек и информационных порталов.
- Поиск по электронному каталогу библиотеки.
- Поиск по тексту на странице.
- Поиск по фотографии и др.
Возможности поиска информации в Интернете все время совершенствуются, расширяются, что делает поиск адресным, удобным и надежным. В то же время, несмотря на возможности, предоставляемые пользователям Сети, информационный поиск в ней связан с рядом проблем. Они обусловлены как особенностями Интернет-среды, так и качеством информационных ресурсов, размещаемых в открытом доступе.
К основным проблемам информационного поиска в Интернете относят:
- Вопрос, касающийся достоверности данных, представленных в Сети. В настоящее время в Интернете раз размещено огромное количество информации, однако не вся информация является достоверной и научной. Некоторые авторы публикуют ложные сведения непреднамеренно, в силу невежества, недостаточной освещенности в предмете речи, а также ввиду опоры на изначально непроверенные информационные ресурсы. Другие размещают ложную информацию преднамеренно, с целью ввести в заблуждение, посеять панику, иным способом воздействовать на сознание и поведение пользователя.
- Надежность информации, ее авторитетность. Иногда подаваемая информация выглядит как надежная, подтвержденная ссылками на источники, авторитетные мнения ученых, исследователей. Однако даже такую информацию необходимо оценивать с точки зрения надежности представленных данных, перепроверять цитаты и количественные данные, чтобы убедиться в истинности сведений.
- Аргументация сведений, которая представляет собой подтверждение данных с помощью примеров, статистических сведений, научных экспериментов.
- Этичность информации, то есть ее соответствие нормам и ценностям морально-этической стороны жизни, а также основам нравственности.
Проблемы поиска информации в сети Интернет связаны также с умениями и навыками пользователя, касающимися работы с большими объемами данных:
- Проблема отбора информации, а также критериев такого отбора.
- Проблема развития навыков эффективного чтения с целью обработки источников информации.
- Проблема критического отношения к источникам, а также навыков их сопоставления и сравнения с целью выбора оптимальных сведений.
Особенности информационного поиска в сети Интернет
Особенности информационного поиска в Интернете предполагают следующие аспекты:
- Владение технологией и техникой поиска.
- Знание основ работы с информационными ресурсами.
- Владение сведениями о видах и типах ресурсов и правилами их использования.
- Наличие навыков обработки информации и представления ее в сжатом виде.
- Сформировать навыков использования найденной информации для решения теоретических и практических задач.
Для пользователей, осуществляющих поиск информации в Интернете, существует набор рекомендаций, позволяющих производить его более эффективно:
- Обращаться к авторитетным источникам по теме: коллекциям цифровых ресурсов библиотек, информационных центров и официальных порталов.
- Изучать и сопоставлять сразу несколько источников по теме, чтобы выявить позицию автора, представленную в ресурсе, а также оценить материал с точки зрения его непротиворечивости, полноты, достоверности.
- Перепроверять цитаты, ссылки, иные сведения, указанные в источнике.
- Использовать приемы информационно-аналитической переработки источников с целью извлечения из них информации в сжатом, концентрированном виде.
Таким образом, поиск информации в сети Интернет предполагает высокий уровень компьютерной грамотности и развитой информационной культуры, позволяющие определять информационную ценность ресурсов и использовать их в своей деятельности.