Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Применение АБИС при инвентаризации школьных библиотек и ИБЦ

АБИС, их виды и функции

Определение 1

АБИС, иначе автоматизированные библиотечно-информационные системы, представляют собой аппаратно-программные модули, используемые для учета и организации ресурсов библиотек на всех этапах библиотечного обслуживания, начиная от приобретения документов для пополнения фондов и заканчивая процессами книговыдачи по запросам пользователей.

АБИС состоит из специальных баз данных, содержащих информацию об информационных ресурсах, программного обеспечения, а также интерфейса, позволяющего работать с системой как специалистам библиотеки, так и обычным пользователям.

Возможности, которые предоставляют АБИС, для библиотек достаточно широко и охватывают все сферы работы:

  1. Пополнение фондов.
  2. Ведение каталогов и картотек поступившей литературы.
  3. Библиографическое и справочное обслуживание читателей.
  4. Предоставление возможностей удаленного доступа к ресурсам библиотеки через онлайн-версию электронного каталога.

В настоящее время в России наиболее популярными АБИС являются следующие информационно-программные продукты:

  1. АБИС «ИРБИС», основной задачей которой является формирование электронных баз данных. Система позволяет сохранять информацию в текстовом виде, а также осуществлять поиск необходимых сведений по заданным параметрам. Система удобна тем, что в нее может работать практически ничем не ограниченное число пользователей, а также возможность интеграции в корпоративные сетевые ресурсы с помощью современных веб-технологий. «ИРБИС» отличается высокой совместимостью с отечественными и международными форматами библиографической стандартизации, а также многофункциональностью, позволяющей работать с ней различным категориям пользователей: сотрудникам отдела комплектования, каталогизации, читателям, специалистам абонемента и проч.
  2. АБИС «OPAC-Global» позволяет не только вести электронный каталог, но и добавлять к библиографической записи полнотекстовый ресурс с возможностью поиска информации в документе. Также система позволяет осуществлять традиционные функции, связанные с учетом библиотечных фондов и управлением процессами обслуживания, включая обслуживание удаленных пользователей через Интернет.
  3. АБИС «Руслан» - отечественная разработка, ориентированная на внедрение технологий автоматизации в библиотечную работу. С помощью системы возможно автоматизировать процессы комплектования, учета фондов, их описания и систематизации, а также поиска и заказа необходимых документов.
  4. АБИС «Фолиант» по своему функционалу аналогичен предшествующим системам и включает несколько автоматизированных рабочих мест, позволяющих не только обслуживать читателей, но и осуществлять работу внутри библиотеки.
  5. «1С: Школьная библиотека» - АБИС, специально предназначенная для автоматизации работы школьных библиотек, в том числе комплектования, обслуживание читателей, учет и движение фондов.
«Применение АБИС при инвентаризации школьных библиотек и ИБЦ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Применение АБИС при инвентаризации школьных библиотек и ИБЦ

Инвентаризация библиотек и информационно-библиотечных центров школ – деятельность, направленная на проверку сохранности фондов и их соответствие имеющейся документации.

Инвентаризация позволяет оценить состав фондов, определить потери, произошедшие вследствие износа, порчи или утраты книг, а также организовать эффективную работу по комплектованию библиотеки.

АБИС позволяют сделать процесс инвентаризации более эффективным и менее затратным в ресурсном плане. Так, используемые автоматизированные системы позволяют вести учет фонда и формировать автоматически данные поступлении и выбытии документов, осуществлять процессы инвентаризации фондов, автоматически создавая книги инвентарного и суммарного учета фондов, рассчитывать автоматически статистические показатели, связанные с переоценкой фондов.

Важным аспектом инвентаризационной деятельности является сличение каталогов и документного состава фондов. АБИС позволяют автоматически генерировать каточки для каталогов, в том числе и для инвентарного каталога, а также предотвращает недочеты работе, связанные с дублированием инвентарных номеров, их пропуском или искажением.

При инвентаризации библиотечных фондов необходимо также проводить мероприятия, направленные на работу с должниками библиотеки, поскольку сохранность фондов обеспечивается своевременным возвратом изданий, выданных пользователям. Наличие электронного читательского билета и системы штрих-кодов, нанесенных на издания, позволяет отследить пользователя, которому выдан документ, автоматически осуществлять продление сроков книговыдачи, осуществлять автоматическое формирование списков должников, минимизировать ошибки при идентификации личности пользователя, исключить ошибочные записи при книговыдаче и возврате документов.

При проведении инвентаризации с использованием АБИС в школьной библиотеке сокращается время, затраченное на проверку, минимизируются ошибки, которые может допустить сотрудник, формируются условия для частного проведения инвентаризаций, что повышает сохранность фондов, автоматически создается необходимая отчетность по результатам проверки и повышается достоверность итогов инвентаризации.

Дата последнего обновления статьи: 08.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot