Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогика досуга

Педагогика досуга: сущность, понятие, задачи, функции

В настоящее время воспитание и обучение человека понимается как системный процесс, не ограниченный временными рамками детства и юности. Считается, что развитие личности происходит постоянно, поэтому педагогический процесс такое носит непрерывный характер, отличаясь специфическими особенностями для каждой возрастной категории.

Другой особенностью современной педагогики является то, что сфера ее использования расширилась. В настоящее время педагогическое воздействие не сводится к обучению и воспитанию в рамках школьного обучения, а охватывает широкий перечень направлений деятельности. К сфере педагогики относят процессы, которые происходят за пределами школьной учебно-воспитательной деятельности, в соответствии с ними выделяют:

  1. Педагогику общения.
  2. Педагогику игры.
  3. Педагогику досугово-развлекательной деятельности.
  4. Театральную педагогику.

Все эти аспекты педагогики представляют собой отражение процессов воспитания и развития личности средствами коммуникации, игровой деятельности, творчества и досуга.

Определение 1

Педагогика досуга представляет собой систему воспитательных мероприятий, направленных на организацию и управление деятельностью индивида в сфере его жизни, которая свободна от основной учебы или работы.

Наличие свободного времени необходимо для полноценного развития человека, грамотного сочетания отдыха и активности, однако даже свободное время человека нуждается в упорядочивании, организации, наполнении различными видами деятельности. Это способствует как полноценному отдыху, так и развитию личности, ее интеллектуальных и творческих способностей.

Педагогика досуга включает в себя направления, связанные с изучением следующих аспектов досуговой деятельности:

  1. Изучение досуга для полноценной организации досуговой работы.
  2. Планирование и реализация досуговых мероприятий.
  3. Выбор наиболее востребованных форм и приемов осуществления досуговой деятельности.
  4. Принципы и приемы, обеспечивающие связь досуговой деятельности с развитием личности.
  5. Методы формирования культуры активного и творческого досуга.
  6. Технологии развития досуговых интересов индивидов и другие направления.
«Педагогика досуга» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные функции педагогики досуга заключаются в следующем:

  1. Социализация индивида, включение его в разнообразные виды социальной продуктивной деятельности.
  2. Воспитание личности, развитие ее интеллектуальных, творческих, духовных способностей.
  3. Приобщение индивида к культуре и ее достижениям.
  4. Приучение к продуктивным формам деятельности в свободное время.

Основные направления педагогики досуга, ее методы и приемы

Педагогика досуга, как и педагогика в целом, нацелена на установление закономерностей, лежащих в основе формирования потребностей в культурно-творческом досуге. Особое значение развитие досуговой деятельности приобретает для тех сфер общественной практики, которые связаны с организацией досуга: это учреждения культуры и искусства, клубы и кружки по интересам, спортивные секции, развлекательные центры и проч.

Библиотека в системе досуговых учреждений играет важную роль, так как на сегодняшний день библиотечные учреждения обладают множеством функций, среди которых также выделяются и досуговые, рекреационные.

Задача библиотеки в современных условиях состоит в том, чтобы способствовать развитию культуры досуга пользователей. Для этого библиотека предлагает пользователям различные формы проведения досуга:

  1. Чтение и обсуждение прочитанного.
  2. Посещение клубов по интересам при библиотеке.
  3. Участие в массовых культурно-просветительских мероприятиях, проводимых библиотекой.
  4. Посещение мастер-классов и воркшопов.
  5. Художественно-творческая деятельность (библиотечный театр, художественная мастерская).

Для организации досуговой деятельности в педагогике досуга разрабатываются разные ее формы. К основным можно отнести:

  1. Культурно-просветительских формат работы (организация познавательных досуговых мероприятий: экскурсий, презентаций, бесед).
  2. Игровые формы работы, включающие викторины, конкурсы, квесты.
  3. Художественно-творческую деятельность (кружки рисования, музыкальные клубы, театральные мастерские и студии любительского характера).
  4. Литературно-художественные формы работы (любительские писательские объединения, читательские клубы).
  5. Спортивные объединения.

Изучение специфики каждого направления деятельности предполагает определение наиболее эффективных приемов и методов организации досуговой работы. К ним относятся следующие методы:

  1. Методы и приемы игровой деятельности.
  2. Моделирование воспитывающих ситуаций.
  3. Интерактивные формы работы (дискуссии, ролевые игры, соревнования).
  4. Экскурсии и виртуальные путешествия.
  5. Познавательные беседы.
  6. Викторины и предметные игры и проч.

Таким образом, педагогика досуга выступает средством создания специальных условий для развития личности средствами досуговой деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 11.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot