Педагогика досуга: сущность, понятие, задачи, функции
В настоящее время воспитание и обучение человека понимается как системный процесс, не ограниченный временными рамками детства и юности. Считается, что развитие личности происходит постоянно, поэтому педагогический процесс такое носит непрерывный характер, отличаясь специфическими особенностями для каждой возрастной категории.
Другой особенностью современной педагогики является то, что сфера ее использования расширилась. В настоящее время педагогическое воздействие не сводится к обучению и воспитанию в рамках школьного обучения, а охватывает широкий перечень направлений деятельности. К сфере педагогики относят процессы, которые происходят за пределами школьной учебно-воспитательной деятельности, в соответствии с ними выделяют:
- Педагогику общения.
- Педагогику игры.
- Педагогику досугово-развлекательной деятельности.
- Театральную педагогику.
Все эти аспекты педагогики представляют собой отражение процессов воспитания и развития личности средствами коммуникации, игровой деятельности, творчества и досуга.
Педагогика досуга представляет собой систему воспитательных мероприятий, направленных на организацию и управление деятельностью индивида в сфере его жизни, которая свободна от основной учебы или работы.
Наличие свободного времени необходимо для полноценного развития человека, грамотного сочетания отдыха и активности, однако даже свободное время человека нуждается в упорядочивании, организации, наполнении различными видами деятельности. Это способствует как полноценному отдыху, так и развитию личности, ее интеллектуальных и творческих способностей.
Педагогика досуга включает в себя направления, связанные с изучением следующих аспектов досуговой деятельности:
- Изучение досуга для полноценной организации досуговой работы.
- Планирование и реализация досуговых мероприятий.
- Выбор наиболее востребованных форм и приемов осуществления досуговой деятельности.
- Принципы и приемы, обеспечивающие связь досуговой деятельности с развитием личности.
- Методы формирования культуры активного и творческого досуга.
- Технологии развития досуговых интересов индивидов и другие направления.
Основные функции педагогики досуга заключаются в следующем:
- Социализация индивида, включение его в разнообразные виды социальной продуктивной деятельности.
- Воспитание личности, развитие ее интеллектуальных, творческих, духовных способностей.
- Приобщение индивида к культуре и ее достижениям.
- Приучение к продуктивным формам деятельности в свободное время.
Основные направления педагогики досуга, ее методы и приемы
Педагогика досуга, как и педагогика в целом, нацелена на установление закономерностей, лежащих в основе формирования потребностей в культурно-творческом досуге. Особое значение развитие досуговой деятельности приобретает для тех сфер общественной практики, которые связаны с организацией досуга: это учреждения культуры и искусства, клубы и кружки по интересам, спортивные секции, развлекательные центры и проч.
Библиотека в системе досуговых учреждений играет важную роль, так как на сегодняшний день библиотечные учреждения обладают множеством функций, среди которых также выделяются и досуговые, рекреационные.
Задача библиотеки в современных условиях состоит в том, чтобы способствовать развитию культуры досуга пользователей. Для этого библиотека предлагает пользователям различные формы проведения досуга:
- Чтение и обсуждение прочитанного.
- Посещение клубов по интересам при библиотеке.
- Участие в массовых культурно-просветительских мероприятиях, проводимых библиотекой.
- Посещение мастер-классов и воркшопов.
- Художественно-творческая деятельность (библиотечный театр, художественная мастерская).
Для организации досуговой деятельности в педагогике досуга разрабатываются разные ее формы. К основным можно отнести:
- Культурно-просветительских формат работы (организация познавательных досуговых мероприятий: экскурсий, презентаций, бесед).
- Игровые формы работы, включающие викторины, конкурсы, квесты.
- Художественно-творческую деятельность (кружки рисования, музыкальные клубы, театральные мастерские и студии любительского характера).
- Литературно-художественные формы работы (любительские писательские объединения, читательские клубы).
- Спортивные объединения.
Изучение специфики каждого направления деятельности предполагает определение наиболее эффективных приемов и методов организации досуговой работы. К ним относятся следующие методы:
- Методы и приемы игровой деятельности.
- Моделирование воспитывающих ситуаций.
- Интерактивные формы работы (дискуссии, ролевые игры, соревнования).
- Экскурсии и виртуальные путешествия.
- Познавательные беседы.
- Викторины и предметные игры и проч.
Таким образом, педагогика досуга выступает средством создания специальных условий для развития личности средствами досуговой деятельности.