Виртуальная экскурсия в библиотеке
В последние десятилетия в библиотечную практику были внедрены новые формы работы с использованием цифровых ресурсов, а также мультимедийных технологий. Они способствуют повышению интереса к библиотечным мероприятиям, привлекают в библиотеку подростков и молодежь, способствуют повышению качества библиотечного обслуживания. Одной из новых перспективных форм работы является виртуальная экскурсия, пришедшая в библиотеку из музейной практики и выступающая как относительно новый формат массовой работы.
Экскурсионная деятельность давно практикуется в библиотечном обслуживании. В частности, экскурсии по библиотеке проводятся для новых пользователей, при экспонировании выставок, книжных коллекций, а также в тех библиотеках, где действуют постоянные экспозиции произведений живописи, фотографии, работ народных мастеров и проч.
Виртуальная экскурсия – формат интерактивного путешествия по библиотеке с использованием цифровых и мультимедийных технологий.
Особенностями виртуальной экскурсии в отличие от реальной экскурсии являются:
- Локальная удаленность пользователя от объекта экскурсии: участнику экскурсии не нужно присутствовать в самой библиотеке физически, чтобы совершить виртуальную экскурсию по ее залам.
- Доступность для пользователей с любым состоянием здоровья, в том числе имеющих ограничения, связанные с передвижением.
- Маршрут экскурсии проложен по реальным объектам библиотеки, перенесенным (специально сконструированным) в виртуальном мире с использованием современных технических средств.
- Возможность экспонировать большое количество объектов, в том числе и тех, которые не всегда входят в состав маршрута реальной экскурсии (например, редкие и особо ценные экземпляры, находящиеся в отделах специального хранения и обычно не демонстрируемые широкой публике).
- Многократное воспроизведение без потери качества, достигаемое за счет создания особого цифрового продукта, размещаемого в виртуальной среде.
Особенностью виртуальной экскурсии также является отсутствии прямого контакта экскурсовода с участниками. Это компенсируется наличием интерфейса, который обеспечивает «погружение» пользователя в демонстрируемый материал: закадровое озвучивание, голосовой помощник, наличие гиперссылок, ведущих к текстовым и мультимедийным материалам, имеющим отношение к предмету экскурсии.
Несмотря на преимущества такого формата, у него есть и свои недостатки, которые связаны с тем, что содержание виртуальной экскурсии ограничено только теми объектами, которые вышли в ее сценарий, а также с отсутствием контакта с экскурсоводом, отсутствием возможности обменяться впечатлениями, выразить свое мнение или отношение к объекту экскурсии и проч.
Особенности разработки сценария виртуальной экскурсии по библиотеке
Сценарий виртуальной экскурсии представляет собой текстовый документ, содержащий перечень объектов экскурсии, порядок их расположения и материал, который раскрывает сущность каждого объекта в структуре экскурсионного маршрута.
Особенностью сценария виртуальной экскурсии является то, что он создается с помощью специальных технических средств и программного обеспечения, в их числе:
- технологии 3D-моделирования, которые предполагают создание трехмерной модели объектов, а также их окружения для конструирования виртуального пространства;
- географические информационные системы (ГИС), применяемые с целью визуализации различной пространственной информации;
- программные средства для создания презентаций, слайд-шоу и видеороликов;
- инструменты для конструирования сайтов и создания гипертекстовых структур.
Существуют три вида сценариев виртуальных экскурсий, которые разрабатываются в библиотеке:
- Линейные сценарии, в которых движение осуществляется последовательно по заранее определенному маршруту.
- Нелинейные сценарии, предполагающие возможность выбора пользователем последовательности прохождения этапов маршрута.
- Свободные сценарии, которые предполагают отсутствие жесткой маршрутной структуры, включая пространственную среду, в которой последователь перемещается самостоятельно без четкого плана и ограничений.
К сценарию виртуальной экскурсии предъявляется ряд требований, позволяющих сделать его более эффективным, в их числе:
- увлекательность, способствующая удержанию внимания пользователей и развитию интереса к демонстрируемому материалу;
- создание «эффекта присутствия» за счет использования специальных технических приемов, а также сопровождающего экскурсию текстового материала, вовлекающего в процесс взаимодействия с объектами экскурсии;
- использование интерактивных форм взаимодействия с участниками: экскурсия может сопровождаться небольшой викториной или кроссвордом, демонстрацией материалов через систему ссылок на внешние источники (например, на фрагменты театрализованных постановок, «громких чтений» и других мероприятий, проходивших в библиотеке), а также литературной игрой или виртуальным квестом;
- наличие «интриги», поддерживающей внимание пользователя. Особенно это важно для экскурсий, адресованных детской и молодежной аудитории. Например, виртуальная экскурсия организуется в формате библиоквеста, путешествия, игры и проч.
Внедрение виртуальных экскурсий в практику библиотечной работы позволяет продвигать книгу и чтение через удаленный формат работы, привлекая в библиотеку новых читателей и совершенствуя инновационные формы ее деятельности.