Информационно-аналитическая деятельность в библиотеке: сущность, функции, источники
Информационно-аналитическая деятельность в библиотечной сфере подразумевает упорядочивание и систематизацию уже имеющихся и вновь возникающих сведений для их последующего использования в научных целях и трансляции.
Центральное место среди вопросов, актуальных для развития информационно-аналитической деятельности, занимает вопрос эффективности анализа, а также его методов и форм. Тематическая направленность информационно-аналитической работы в библиотеке обусловлено потребностями библиотечной практики. Тематика изданий, которые являются результатом аналитической работы, формируется на основе тех источников, которые значимы для библиотековедения.
Основные функции информационно-аналитической деятельности библиотек заключаются в следующем:
- Выявление и учет динамика показателей, относящихся к деятельности библиотек.
- Мониторинг движения библиотечных кадров.
- Изучение и трансляция инноваций в сфере библиотечной работы.
- Изучение и анализ документов, относящихся к библиотечному делу.
- Сопровождение принятия управленческих решений в сфере библиотечной практики.
- Прогнозирование поведения объектов библиотечной системы на основе изучения их текущего состояния.
Оперативное получение данных, относящихся к библиотечной практике, а также наблюдение за их динамикой помогает определить состояние библиотечного обслуживания и уровень его развития, чтобы разрабатывать необходимые рекомендации по улучшению работы библиотек и библиотечных сетей.
Источниками сведений о работе библиотек выступают различные документы и данные:
- Документация, отражающая текущую деятельность библиотеки: планы работы, отчеты, статистические данные.
- Материалы совещаний и конференций, а также семинаров и круглых столов.
- Данные анкетирования библиотечных специалистов.
- Сведения, полученные в результате специальных методов изучения библиотечной деятельности.
Организация информационно-аналитической деятельности в библиотеке
Одним из методов изучения библиотечной работы и осуществления информационно-аналитической деятельности является метод обследования текущего процесса, а также результатов библиотечной работы. В отличие от проверок, выполняющих в основном контролирующую функцию, обследование имеет диагностический характер и направлено на выявление инноваций в работе библиотеки, изучение показателей ее деятельности, выявление положительных и негативных тенденций в библиотечных процессах. Конечная цель обследования состоит в том, чтобы выработать необходимые рекомендации для конкретной библиотеки для улучшения ее деятельности.
По форме реализации обследование может быть двух видов:
- Фронтальным, включающим всестороннее изучение деятельности библиотеки.
- Тематическим, сосредоточенным на отдельных аспектах ее работы.
Обследование библиотечной деятельности в рамках информационно-аналитической работы может осуществляться разными методами:
- Непосредственное наблюдение за процессами библиотечной работы.
- Метод классификационного анализа объектов библиотечной деятельности.
- Метод анализа статистических данных о количественных показателях библиотечной работы.
- Метод анкетирования библиотечных сотрудников и анализа его результатов.
- Метод качественного анализа библиотечной деятельности с опорой на документационное обеспечение библиотечных процессов.
Кроме указанных методов, используется также совокупность аналитических методов, к которым можно отнести:
- Проблемный анализ библиотечных процессов.
- Системный анализ библиотечной деятельности.
- Ситуационный анализ, состоящий в моделировании результатов развития определенной ситуации в библиотечной практике.
- Причинно-следственный анализ, нацеленный на выявление закономерностей, лежащих в основе развития библиотечных процессов.
- Программно-целевой анализ, направленный на разработку о внедрение программ развития, необходимых для улучшения библиотечной практики.
- Прогностический анализ, который связан с выявлением закономерностей для предсказания поведения системы.
В зависимости от типа конечного продукта информационно-аналитической деятельности выделяют несколько их разновидностей:
- Библиографические аналитические продукты, относящиеся непосредственно к анализу информации о фондах библиотеки. К ним можно отнести различные библиографические продукты: сборники, указатели, базы данных.
- Фактографические продукты касаются предоставления фактической информации о какой-либо стороне деятельности библиотеки (например, о работе в определенном направлении, техническом оснащении, кадровом или материальном обеспечении). Основными видами таких продуктов выступают справки, досье, фактографические базы данных.
- Информационно-аналитические продукты отражают результат синтеза информации, которая имеет прогностическую ценность. К ним можно отнести аналитические справки, отчеты, информационно-аналитические обзоры, прогнозы развития и проч.
Возможности информационно-аналитической деятельности могут быть использованы для изучения библиотечных процессов, а также улучшения качества библиотечного обслуживания. В целом результаты информационно-аналитической деятельности позволяют осуществлять:
- Интерпретацию данных, полученных о библиотечной работе.
- Производить критическую оценку показателей и результатов деятельности библиотек.
- Выявлять причинно-следственные связи между различными сторонами библиотечно-информационной деятельности.
- Оценивать значимость тех или иных процессов, которые происходят в библиотечной среде.
- Моделировать различные стороны библиотечной деятельности.
- Диагностировать основные тенденции в развитии библиотечных систем.
- Разрабатывать программы действий по результатам информационного анализа.
Многообразная в своих проявлениях, информационно-аналитическая деятельность в библиотеке остается ключевым механизмом изучения и развития сущности библиотечных процессов.