Детский и подростковый нон-фикшн
Круг чтения современного подростка представляет собой совокупность произведений разных направлений и жанров, формируемую на основе читательских предпочтений и рекомендаций со стороны руководителей детского чтения.
Опросы, которые проводятся в библиотеке и направлены на изучение читательских интересов подростков, показывают, что доминирующая роль в круге чтения подрастающего поколения принадлежит развлекательной художественной литературе: фэнтези и фантастике, детективам, триллерам, «ужастикам», мистике и проч. В то же время литература нон-фикшн практически не входит в круг чтения современного подростка.
Нон-фикшн – западноевропейский термин, обозначающий всю совокупность не беллетристической литературы: от научно-популярных изданий до мемуаров, биографий и философских произведений.
Широкое понимание термина «нон-фикшн» позволяет говорить о том, что в круг чтения современного подростка перестали входить книги познавательного характера, которые являются основой для интеллектуального развития, расширения кругозора, формирования научного мировоззрения. Поэтому перед руководителями детского чтения стоит задача возрождения интереса к чтению литературы нон-фикшн.
Рассмотрим различные направления в сфере нон-фикшн, которые существуют на детском рынке литературы сегодня:
- Научно-познавательное направление, объединяющее книги, посвященные разным областям науки и техники.
- Популярная психология для юношества включает книги, раскрывающие внутренний мир подростка, объясняющие специфику взросления и оказывающие необходимую помощь юному читателю в налаживании социальных связей с миром.
- Мемуаристика и беллетризованная биография для детей и подростков включает книги, посвященные жизни выдающихся исторических и политических деятелей, ученых, изобретателей, представителей искусства и творческих профессий.
- Литература о войне как отдельный блок книг нон-фикшн, посвященных военной тематике и ее отражению в воспоминаниях современников, в том числе и детей. В последнее время на книжном рынке появилось большое количество изданных дневников, писем, мемуаров тех лет.
- Книги о животных (домашних и диких), включая руководства по уходу и дрессировке.
- Книги по рукоделию, хобби, творчеству. Сюда можно отнести различные энциклопедии хендмейда, руководства по рисованию в разных стилях и техниках, а также книги по кулинарии.
- Развивающая литература, которая включает различные головоломки, ребусы, интеллектуальные задачи, упражнения для развития памяти и внимания, тренировки навыков скорочтения и проч.
Нон-фикшн в круге чтения подрастающего поколения
Несомненным интересом для современного подростка обладают книги, посвященные творчеству, животным, отдельным областям науки и техники (например, космосу, истории Земли, компьютерной технике и проч.). Меньшей популярностью пользуются книги по истории, культуре, искусству, мемуары, развивающая литература. Это обусловлено рядом факторов:
- Отсутствие грамотного руководства в выборе литературы нон-фикшн, что ведет к «перекосам» в выборе книг в пользу одного-двух направлений.
- Непонимание ценности исторической и мемуарной литературы в обогащении знаний, расширении кругозора. Подросток не осознает связи между содержанием этих книг и знаниями, которые он получает в школьном курсе истории.
- Слабо сформированные навыки чтения литературы нон-фикшн, которая отличается от беллетристики отсутствием сюжетной занимательности или запоминающихся героев, событий. Интерес в чтении литературы нон-фикшн познавательного характера, поэтому современный подросток как читатель не всегда готов к восприятию информативно насыщенных книг, лишенных сюжетной основы, приключений, ярких героев и проч.
- Отсутствие потребности в извлечении информации из книг нон-фикшн при наличии информационных источников Интернета.
В этой ситуации в библиотеке необходимо организовать целенаправленную работу, которая приобщает подростка к литературе нон-фикшн:
- На регулярной основе проводить выставки нехудожественной литературы.
- Организовывать обзоры книжных новинок в жанре нон-фикшн.
- Организовывать презентации наиболее интересных книг нон-фикшн.
- Проводить познавательные игры и викторины, ответы к которым ребята могут найти в книгах нон-фикшн.
- Организовывать познавательные часы и беседы, посвященные разным областям науки и технике и их отражению в литературе нон-фикшн.
- Организовывать в библиотеке пространства для коворкинга с целью работы с развивающей литературой.
- Использовать в проведении библиотечных мероприятий информации, ссылок, взятых из мемуаристки, биографической литературы, книг по истории и искусству.
- Регулярно проводить акции по привлечению читателей к знакомству с литературой нон-фикшн. Например, устроить библиолотерею для читателей нон-фикшн с различными призами: закладками, буклетами, канцелярией, сладкими подарками и проч.
Таким образом, литература нон-фикшн в круге чтения подростков должна занять особое место, поскольку она стимулирует познавательное развитие ребенка.