Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: понятие, причины появления, основное содержание
Словосочетание «модельный стандарт» (далее – Стандарт) указывает на набор признаков, материально-технических, ресурсных, кадровых и иных условий, которые соответствуют представлению о новом типе библиотечного учреждения, отвечающего современным условиям.
В современном информационном обществе высоких технологий меняется статус библиотеки, которая превращается из депозитария в ресурсный инновационный центр, реализующий широкий спектр услуг, связанных с информационной поддержкой, просвещение, культурным обогащением и воспитанием пользователей. Очевидно, что общедоступные библиотеки прежнего типа, являющиеся наследием прошлого, не могут полностью удовлетворять современным требованиям. Это привело к необходимости создания Стандарта, который бы регламентировал требования к организации библиотечного обслуживания и деятельности самих библиотек.
В соответствии со Стандартом определяются несколько видов деятельности общедоступной библиотеки в современных условиях:
- Информационное обеспечение пользователей с использованием широкого спектра собственных ресурсов, а также баз данных, находящихся в открытом доступе в сети Интернет.
- Культурно-просветительская деятельность, связанная с социализацией подрастающего поколения, организацией деятельности, способствующей их интеллектуальному и духовно-нравственному развитию.
- Деятельность по сохранению и популяризации культурного наследия, аккумулированного в фондах библиотеки.
Содержание Стандарта также включает несколько разделов. Они касаются следующих аспектов:
- Разработки нормативно-правовой базы работы библиотек.
- Уточнения используемой терминологической базы, включающей понятия «библиотеки», «библиотечной услуги», «электронной библиотеки», «цифровых ресурсов» и проч.
- Определения целей и задач библиотечного обслуживания, а также направления развития и совершенствования библиотечной деятельности.
- Критерии и показатели эффективности деятельности библиотек, осуществляющих обслуживание пользователей и иные виды деятельности.
- Требования к ресурсному обеспечению современной библиотеки, касающиеся комплектования фондов, использования электронных цифровых ресурсов, технического оснащения и кадрового состава.
Роль Модельного стандарта в организации библиотечной деятельности
Преимуществами стандарта является то, что он определяет минимальный набор требований, которым должна соответствовать современная библиотека, что позволяет определить четкие ориентиры, количественные и качественные показатели роста и модернизации библиотек России.
Основной упор в Стандарте делается на ресурсное обеспечение библиотек. С опорой на эти требования рассчитывается нормативная книгообеспеченность, определяются нормы комплектования фондов, а также их состав. Большое внимание уделяется вопросам обеспечения открытости фондов для пользователей, которая достигается как за счет правильной организации библиотечного пространства, так и с помощью создания электронных ресурсов с возможностью удаленного доступа к ним пользователей без ограничения во времени и в пространстве. Также регламентируется работа с цифровыми ресурсами, а именно: презентация библиотеки в сети Интернет, организация доступа в сеть для сотрудников и посетителей, генерация цифровых документов, в том числе и в открытом доступе, а также обеспечение этой деятельности необходимыми техническими средствами. Это очень важный аспект, поскольку он определяет нормы компьютеризации: количество персональных компьютеров, оргтехники, точек доступа в Интернет, автоматизированных рабочих мест и проч. Стандарт также устанавливает требования по отношению к заданиям и помещениям, в которых находятся библиотеки, их санитарному и техническому состоянию, нормам электро- и пожарной безопасности.
Что касается кадровой обеспеченности деятельности библиотеки, то Стандарт содержит рекомендации по расчету штатной численности сотрудников, требования к уровню образования и профессиональной подготовке сотрудников, периодичность прохождения аттестации, набор профессиональных компетенций, которыми должен обладать сотрудник.
Каждый административный субъект разрабатывает собственный Стандарт на основе общего, отражая специфику функционирования библиотечных учреждений своего региона. В соответствии с принятыми Стандартами составляются планы модернизации библиотек с целью повышения качества обслуживания населения.
Таким образом, появление Стандарта, обусловленное социально-экономическими и культурными изменениями в обществе, и внедрение его принципов в практику библиотечного обслуживания позволяет реализовать концепцию модернизации библиотек и улучшить их работу.