Библиотекарь абонемента художественной литературы, его функции и роль в продвижении книги
Работа библиотеки по продвижению художественной литературы в читательской среде напрямую связана с личностью библиотекаря как медиатора, обеспечивающего связь книги и читателя. Личность библиотекаря, его уровень читательской культуры, опыт приобщения к традициям чтения классической и современной литературы.
Читательская культура библиотекаря неравнозначна читательской культуре пользователя.
Для библиотекаря читательская культура выступает частью профессиональной культуры и связана с компетенциями в сфере чтения как инструмента оценки и анализа произведения с целью его последующей рекомендации читателям.
Особенно важно развивать навыки чтения произведений художественной литературы для библиотекаря абонемента, который непосредственно взаимодействует с читателями по поводу прочитанных книг. Функции библиотекаря абонемента художественной литературе в системе работы с читателями заключаются в следующем:
- Удовлетворение читательских запросов и помощь в поиске необходимого произведения.
- Рекомендации по выбору произведений для чтения.
- Обсуждение прочитанного с пользователем, анализ его восприятия и оценки произведения, мягкая корректировка суждений читателя о произведении на основании опыта профессионального подхода к чтению и анализу художественной литературы.
- Изучение читательских интересов.
- Участие в комплектовании библиотеки посредством внесения предложений о приобретении особого востребованных книг.
- Изучение новинок художественной литературы с целью приобщения к ним читателей.
- Проведение массовых мероприятий, направленных на популяризацию книги среди читателей.
Широкий круг обязанностей, связанных с деятельностью библиотекаря абонемента художественной литературы остро ставит вопрос о развитии его читательской культуры как важнейшей профессиональной компетенции, позволяющей специалисту эффективно выполнять свои обязанности. Развитие читательской культуры библиотекаря становится непрерывной работой и частью процессов, связанных с самообразованием и повышением квалификации специалистами.
Методы развития читательской культуры библиотекаря абонемента художественной литературы
Для развития культуры чтения у библиотекарей абонемента используются следующие методы:
- Профессиональное обучающее чтение, знакомство с профессиональной литературой, в том числе периодикой, посвященной проблемам продвижения книги и чтения, анализ предложенного опыта, его оценка и использование в своей практике.
- Методические консультации, которые оказываются библиотекарям абонемента со стороны научно-методического отдела библиотеки или специалистов-филологов, которые профессионально подходят к анализу и оценке произведений художественной литературы.
- Участие в мероприятиях профессиональной направленности по обмену опытом (конференции, круглые столы, форумы библиотекарей).
- Повышение квалификации на специально организованных курсах в методических центрах, на базе университетов, региональных библиотек.
- Внутрибиблиотечное обучение в рамках наставничества, обмена опытом, проведения заседаний методических объединений, круглых столов, семинаров и проч.
- Участие в конкурсах профессионального мастерства, творческих мастерских, воркшопах и проч.
- Изучение библиотечного опыта, который распространяется через сайты и блоги библиотек.
Эффективным методом развития читательской культуры библиотекаря является использование образовательных ресурсов сети Интернет. В настоящее время существует большое количество онлайн-площадок, курсов, лекций, которые помогают в анализе и осмыслении художественных произведений, знакомят с основными тенденциями в развитии современного литературного процесса, предлагают свежий взгляд на классику. На базе таких материалов необходимо создавать методические репозитории, к которым библиотекарь абонемента сможет обращаться в работе.
Продуктивный метод обогащения читательского опыта – организация систематического чтения и обсуждения прочитанного внутри библиотечного сообщества. Это может быть клуб читающих библиотекарей, действующий на постоянной основе, или формат читательской конференции библиотеки. Преимущества такой формы заключаются в том, что она позволяет в неформальной обстановке обсудить прочитанные произведения, сформировать профессиональное мнение о произведении, подлиться формами продвижения книги в читательской среде. Диалогический формат таких встреч способствует развитию коммуникативный компетенций библиотекарей, формирует навыки профессионального общения на литературные темы, снижает страх перед обсуждением произведений с читателем, выражением собственного мнения и оценки мнения другого читателя.
Методы развития читательской культуры библиотекаря абонемента художественной литературы необходимо сочетать для создания методической базы, позволяющей регулярно совершенствовать профессиональные навыки и компетенции специалистов.