Культура чтения: западная модель
Чтение выступает основой деятельности отечественных и зарубежных библиотек, однако, несмотря на общность целей в библиотечно-информационном обслуживании, в западноевропейской и русской традиции библиотековедения существуют разные подходы к пониманию чтения в библиотеке и его значения для развития личности.
Концепция чтения, сложившаяся в русле западноевропейской библиотечной традиции, может быть названа герменевтической, так как предполагает изучение вопросов, связанных с пониманием и осмыслением прочитанного. Для библиотекарей за рубежом чтение выступает как разновидность речевой деятельности, которая способствует успешной социализации, развитию информационной культуры, становлению функциональной грамотности информационной культуры в целом.
В отечественном библиотечном деле господствует культурологический подход к чтению, в соответствии с которым ведущая роль в читательской деятельности принадлежит формированию социокультурных ценностей. Поэтому главная миссия чтения состоит в формировании духовно-нравственного мира индивида, его воспитании, приобщении к национальным и мировым культурным достижениям.
Рассмотрим сущностные аспекты западноевропейской и русской моделей чтения в их сопоставлении.
Согласно западной модели чтение понимается как процесс поиска и извлечения необходимых сведений из текста. Умения читателя включают различные аспекты, связанные с содержательным и формально-смысловым анализом прочитанного:
- Ориентация в теме речевого произведения, его микротемах.
- Навыки членения сообщения на компоненты, умение установить логическую связь между ними.
- Навыки выделения главной мысли текста, а также формулирования позиции автора, с ней связанной.
- Навыки структурирования информации, содержащейся в сообщении / тексте.
- Владение навыками понимания общего содержания речевого произведения.
В соответствии с данной компетентностной моделью чтения на первый план выходят упражнения, которые помогают сформировать читательские навыки:
- Работа с заголовком и эпиграфом к тексту.
- Составление его плана или ментальной карты.
- Вычленение ключевых слов или понятийных кластеров.
- Прогнозирование содержания текста по его заголовку, стилю, жанру и проч.
Результатом развития читателя в западной модели является формирование функциональной грамотности как комплекса базовых умений, основанных на механизмах использования чтения в различных жизненных ситуациях – от бытовых до учебных и профессиональных. Несмотря на позитивную роль такого подхода в развитии читателя, следует отметить, что данная модель выглядит неполной, так как полностью исключает из сферы работы с текстом его художественно-культурное и воспитательное значении. Действительно, произведение, будучи фактом искусства и духовной жизни человека, не может выполнять узко прагматические функции, ограниченные только передачей определенного рода информации, которую должен извлечь читатель. Помимо этого, читательская деятельность включает эстетический, ценностно-ориентационный, развивающий и воспитательные аспекты.
Российская модель культуры чтения
Отечественная модель чтения базируется на культурологическом подходе, предполагающем соединять механизмы изучения содержания с формирование духовно-нравственного потенциала читателя. Этим обусловлены специфические черты, присущие русскому читателю:
- Высокая эмоциональная вовлеченность в процесс чтения и осмысления прочитанного.
- Творческое чтения, основанное на работе воображения и создании субъективных образов и ассоциаций в процессе восприятия текста.
- Гуманизирующий аспект чтения, заключающийся в благотворном влиянии чтения на социальное поведение и психику индивида.
- Склонность к формированию списка книг, оказавших особое влияние на становление и развитие личности.
- Потребность в обмене читательскими впечатлениями.
- Связь читательской деятельности с формированием мировоззрения, гражданской позиции, воспитанием духовных ценностей.
При этом понимание как основа западной модели чтения не исключается российской моделью, но служит ее базой, фундаментом, однако не является самоцелью. Задача, стоящая перед отечественным читателем, состоит не только в понимании текста, но и в осмыслении его места в культуре, осознании его воспитательного потенциала, а также развитии духовно-нравственных ориентиров личности.
Сопоставление западной и отечественной модели чтения показывает, что они не противоречат друг другу, а являются двумя ступенями развития талантливого и творческого читателя. Чтение как вид текстовой деятельности невозможно без понимания и осмысления содержания речевого произведения. В то же время чтение как социокультурный процесс связано с формированием ценностных и смысловых, имеющих надтекстовое значение. Следовательно, объединение лучших компонентов двух моделей позволяет сформировать необходимый подход к воспитанию творческого читателя.