Компьютерные издательские системы: понятие, виды, функции
Около пятнадцати лет назад в результате развития компьютерной техники, а также соответствующего программного обеспечения появились компьютерные издательские системы.
Компьютерные издательские системы представляют собой программные средства, которые контролируют процесс подготовки различных изданий с использованием настольных издательских систем.
Центральным понятием здесь выступает издательская система, которая представляет собой информационный комплекс, состоящий из устройств ввода и вывода, а также ПО для редактирования текстовой информации и изображений.
Автоматизированная издательская система включает три уровня:
- Аппаратный, предъявляющий требования к минимальному набору технических средств оснащения (персональный компьютер, принтер, сканер).
- Программный, связанный с используемым программным обеспечением.
- Пользовательский – уровень интерфейса, который обеспечивает связь между программно-аппаратными средствами и специалистом, осуществляющим подготовку издания.
В настоящее время существует несколько видов издательских систем:
- Комплексы для обработки изображений. К ним можно отнести такие программные средства, как Adobe Illustrator, Micrografx Designer, Corel Photo-Paint.
- Системы полиграфического дизайна. Они представлены уже упомянутым Adobe Illustrator, а также Microsoft Publisher, Scribus.
- Собственно настольные издательские системы, отличающиеся многофункциональностью. Среди них наиболее востребованными в практике верстки документов являются AdobeInDesign, AdobePageMarker, Scribus. Разница между комплексами ПО носит профессиональный характер. Так, одни инструменты специализированы на создании книг и буклетов, другие – на работе со сложными изображениями и проч.
Основные функции издательских комплексов заключаются в следующем:
- Обеспечение процесса верстки текста, то есть создания страниц издания и расположения на них публикуемого материала.
- Оформление с помощью различных шрифтов и других полиграфических инструментов.
- Редактирование текстов.
- Компьютерная обработка изображений и графических объектов.
В отличие от текстовых редакторов, которые применяются практически на каждом персональном компьютере, издательские системы носят профессиональный характер, поэтому с их помощью можно создавать сложные макеты изданий. Таки возможностей в обычных текстовых редакторах нет.
Основное назначение компьютерных издательских систем состоит в автоматизации процессов, связанных с обработкой, хранением, распространением издательской продукции. Поскольку книгоиздание является отраслью коммерческой деятельности, применение автоматических издательских систем позволяет реализовать такие принципы, как быстрота подготовки издания к печати, оперативное редактирование, надежность, стандартизированность, безопасность с точки зрения использования информации.
В настоящее время компьютерные издательские системы развиваются в нескольких аспектах:
- Публикация документов с помощью инструментов Интернета.
- Внедрение портативных электронных издательств.
- Развитие полиграфического дела с применением компьютерных технологий.
Технология использования компьютерных издательских систем
Работа компьютерной издательской системы представляет собой технологический процесс, который направлен на создание текста и иллюстраций к нему, перевод текста в необходимый формат и, наконец, тиражирование исходного текста.
В технологии издательского процесса выделяют допечатный и печатный этапы. На первом этапе происходит подготовка издания (верстка, обработка изображений, цветоделение и проч.). На втором этапе происходит печать издания по заданному макету (шаблону). В подготовке издания участвуют несколько полиграфических работников: наборщик, верстальщик, художник-оформитель, корректор, технический редактор, выпускающий редактор и др.
Сам издательский процесс состоит изследующих этапов:
- Подготовительный этап, который включает работу над проектом будущего издания.
- Редакционный этап связан непосредственно с процессами работы с рукописью будущего издания (рецензирование, редактирование, допечатная подготовка).
- Завершающий этап приходится на время после печати издания, он включает рекламу издания и его распространение.
Использование компьютерных издательских систем на всех этапах подготовки изданий способствовало изменениям в технологии создания и дизайне полиграфической продукции. Благодаря современному ПО возможности редактирования и оформления печатной продукции значительно расширились, что позволило реализовать интересные и необычные издательские проекты, ранее невозможные в силу технических причин.