Историческое изменение функций библиотеки
Библиотеки – это учреждения, которые имеют богатую историю, начавшуюся в глубокой древности и длящуюся до наших дней. За это время менялась содержательная сторона их деятельности, что не могло не отразиться и на изменении функций библиотеки.
Функция библиотеки представляет собой ее основную социальную миссию, которую она реализует как общественный институт.
На протяжении развития библиотек на первый план выходили определенные аспекты этой миссии, каждый из которых был обусловлен историческими, социально-экономическими и культурными факторами.
В античности главным направлением деятельности библиотек являлось книгохранение и обеспечение процессов, с ним связанных. Библиотека выступала как центр, в котором аккумулировалось книжное наследие, накопленное человечеством. Социальная роль библиотеки определялась этой функцией, которая дополнялась такими аспектами, как поддержание письменных памятников в хорошем состоянии, защита их от уничтожения и создание списков для распространения. При этом в древности культурно-просветительская и образовательная функции библиотеки были практически не развиты. Это было обусловлено их малым количеством, случайным составом фондов, а также отсутствием специальной социальной миссии деятельности. Библиотека имела прикладной характер, помогая сохранять и приумножать рукописные тексты.
С течением времени функционал библиотек расширяется. Это связано с появлением монастырских библиотек и скрипториев, в которых была организована работа по созданию новых книг и обучению писцов, миниатюристов и переплетчиков. Появляются первые крупные библиотеки, принадлежащие знатным и богатым людям. Однако это не делает библиотеку массовой. Поэтому основной ее функцией даже в Средние века остается сохранение книг и поддержание их удовлетворительного состояния. Образовательная и культурно-просветительская функции у средневековых книгохранилищ, конечно же, были, но они не имели массового характера.
Поворот в эволюции функций библиотеки приходится на Новое время. В этот период функционал библиотек значительно расширяется, и они становятся центрами просвещения и образования. В связи с выдвижением этих функций на первый план библиотека превращается в научно-учебный центр. Не случайно в XVII-XVIII веках появляются светские библиотеки при крупных учебных заведениях. Расширению функционала библиотек также способствовало распространение книгопечатания, развитие науки и техники, секуляризация общественной жизни. Эти функции библиотек преобладали на протяжении XVIII-XIX веков, способствуя усилению роли библиотеки в обществе.
В России после революции на первый план выдвинулась пропагандистская и идеологическая функции библиотечной деятельности. Библиотеки стали рассматриваться как звено в идеологической деятельности, место, способствующее формированию общественного сознания и коммунистического мировоззрения. Одновременно с этим усиливается воспитательная работа библиотек, что связано с появлением специализированных библиотечных учреждений для обслуживания юношества и молодежи.
Эволюция функций современных библиотек
В конце XX-XXI веков формируется новая концепция библиотеки, которая функционирует в обществе нового типа – постиндустриальном, информационном. Специалисты в области библиотечной деятельности стали говорить о полифункциональности библиотечной деятельности, обусловленной исключительной миссией библиотеки в новых условиях.
В настоящее время мы наблюдаем деидеологизацию библиотечной деятельности, ее демократизацию и технологизацию. Ведущей в этих условиях становится информационная функция, которая проявляется во всех процессах, связанных со сбором, обработкой, хранением и использованием информационных источников разных типов. Поскольку информация представляет особую ценность в постиндустриальном обществе, библиотека выполняет важную функцию социальной медиации, выступая посредником между пользователем и информационными источниками, в которых помогает ориентироваться.
Помимо информационной, библиотека выполняет также культурно-просветительскую функцию, продолжая быть учреждением, которое приобщает пользователей к ценностям русской и мировой культуры посредством книги и чтения. Велика роль библиотеки и в процессах социализации, воспитания подрастающего поколения, развития форм кооперации на основе организации досуговой и развлекательной деятельности. В современном мире, где человек постоянно сталкивается со стрессами и негативными факторами, влияющими на его физическое и психическое здоровье, библиотека реализует функцию релаксации, обеспечивая возможность отдыха и творческой самореализации.
По-прежнему актуальными остаются и сопутствующие функции библиотеки: учебно-образовательная, научно-исследовательская, методическая, а также воспитательная.