Диалог как форма и принцип работы с читателями в библиотеке
В процессе развития личности читателя особое значение приобретают формы коммуникации между читателями и библиотекарями, поскольку чтение как вид речевой деятельности индивида включает общение в процессе постижения смысла прочитанного.
Коммуникативный потенциал диалога с читателями в библиотечной практике позволяет создать необходимые условия для формирования читательских интересов, помочь с определением траектории читательского развития, создать читательское комьюнити для взаимодействия на базе читательской деятельности.
Диалоговые формы руководства детским чтением в библиотеке представляют собой виды взаимодействия библиотекаря и читателей в аспекте коллективного обсуждения прочитанного.
Преимущества диалогового общения между библиотекарем и читательской аудиторией заключаются в следующем:
- Создание среды для свободного обсуждения книг и периодики.
- Формирование читательской активности, потребности в коллективном обсуждении прочитанного.
- Развитие коммуникативных навыков дискуссии, формирование умений отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
- Расширение читательских интересов и формирование потребностей в чтении различных типов литературы.
- Создание библиотечного комьюнити для общения и творческого взаимодействия читателей и сотрудников библиотеки.
Диалоговые формы руководства детским чтением в библиотеке
Библиотекари применяют различные типы диалоговых форм работы с читателями для стимулирования читательской активности:
- Читательские конференции, представляющие собой формы организованного массового обсуждения прочитанных книг.
- Презентации книг, которые проводятся читателями совместно с библиотекарем.
- Встречи с писателями, которые проходят на базе библиотечных клубов.
- Круглые столы, посвященные обсуждению отдельных произведений или творчества какого-либо автора.
- Литературные дискуссии и диспуты на актуальные темы.
Наиболее распространенной формой диалогового взаимодействия между читателями в библиотеке выступают читательские конференции. По трудоемкости они представляют собой одну из наиболее сложных для подготовки форм, хотя она обладает высокой эффективностью. Читательская конференция предполагает специальную подготовку читателей к обсуждению, которая включает прочтение книги, предназначенной для обсуждения, знакомство с информацией об авторе, а также с дополнительными сведениями, касающимися историко-культурного контекста создания произведения.
Подготовка и проведение читательских конференций включает ряд этапов:
- Подготовительный этап нацелен на определение целей, задач, форм и методов взаимодействия с читателями в рамках конференции.
- Организационно-методический этап связан с подготовкой афиши, пригласительных билетов, формированием списков читателей, а также поиском необходимого оборудования, оформления места проведения конференции, разработки раздаточного материала для участников встречи.
- Основной этап касается проведения конференции и модерации взаимодействия читателей.
- Заключительный этап связан с оценкой результатов проведения мероприятия, а также анализом сильных и слабых сторон организации и проведения конференции.
В структуре конференции необходимо предусмотреть возможность для каждого читателя стать участником обсуждения, поэтому библиотекарю необходимо иметь четкий план ведения дискуссии. Также целесообразно ограничить время выступления каждого читателя определенным регламентом. Поскольку участниками конференции выступают дети или подростки, библиотекарю необходимо стимулировать их активность, поощрять выражение собственного мнения, чередовать обсуждение с другими видами деятельности: просмотром видеороликов, литературными играми, формами рефлексии (например, анкетированием), воркшопами, мастер-классами. Это делает содержание конференции разнообразным и более увлекательным для участников.
Важным аспектом работы с юными читателями является развитие клубов и общественных читательских объединений на базе библиотеки, которые позволяют детям реализовать потребность в общении и творческом взаимодействии со сверстниками. В частности, в работе клубов могут практиковаться такие формы, как заседания, круглые столы, диспуты, помогающие юным читателям не только глубже проникнуть в содержание читаемых произведений, но и наладить межличностное общение, определить свою роль в коллективе, найти единомышленников, принять участие в совместной творческой деятельности.
Таким образом, диалоговые формы руководства детским чтением в библиотеке, приобретающие сегодня наибольшую популярность среди библиотекарей и педагогов, отражают коммуникативно-деятельностный подход к формированию читательских навыков.