Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Детское чтение в России XIX – начала XX века

Детское чтение в России XIX – начала XX века

Изучение традиций и культуры детского чтения является актуальным направлением в современном библиотековедении, поскольку вооружает исследователей и библиотекарей-практиков ценным сведениями о закономерностях развития детского чтения в России. Кроме этого, обобщение и систематизация опыта развития и регламентации детского чтения позволяет использовать позитивный опыт в этом направлении в современных процессах управления детским чтением.

В вопросах изучения детского чтения в России XIX – начала XX века выделяют несколько аспектов (направлений) исследования:

  1. Вопросы развития детской литературы и формирования круга детского чтения.
  2. Проблемы определения круга произведений, которые становились частью детского чтения, а также регламентации процессов чтения детей и подростков.
  3. Вопросы руководства детским чтением.
  4. Проблемы развития библиографии детской литературы и проч.

В начале XIX века детская литература как самостоятельная часть литературного процесса еще не существовала. Формировался круг произведений отечественных и зарубежных писателей, который входил в детское чтение. Однако анализ источников показывает, что в первой половине XIX века резкой границы между «детской» и «взрослой» литературой не было. Например, в круг чтения образованного дворянства с детства входила европейская поэзия и проза, труды философов, а также произведения античных авторов.

Во второй половине XIX века появляется интерес к феномену детства в литературе, начинает складываться литература для детей. В литературе господствует художественно-реалистическое направление, в рамках которого создаются, например, Л. Н. Толстым создаются рассказы для его «Книги для чтения». Наконец, в начале ХХ века в рамках модернизма появляются произведения для детей, созданные Л. Андреевым, Сашей Черным, Тэффи, Л. Чарской. Также большую роль играет переводная литература: произведения зарубежной классики, детективы, приключенческие романы. Наконец, после революции закладываются традиции детского советского чтения, появляются новые авторы, пишущие исключительно для детей.

«Детское чтение в России XIX – начала XX века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Что касается регламентации детского чтения, то на протяжении XIX века последовательно сменяются несколько тенденций:

  1. В первой половине века детское чтение находилось под контролем семьи, которая формировала читательскую культуру ребенка. Существовала традиция вечеров семейного чтения, во время которых старшие представители семьи читали вслух домочадцам.
  2. Во второй половине века детское чтение переходит под контроль государственных структур. В частности, деятельность Цензурного комитета контролирует содержание произведений, предназначенных для детей, запрещает использование в программах гимназий определенных авторов, вносит правки в содержание произведений, допущенных к печати, но не полностью соответствующих цензурным требованиям.
  3. Цензурный контроль сменяется научно-педагогическим подходом к руководству детским чтением с начала ХХ века. Детское чтение осознается как фактор социализации и воспитания личности ребенка.

Основные проблемы и тенденции развития детского чтения на рубеже XIX – XX вв.

С «наплывом» детской литературы на книжном рынке России во второй половине XIX века сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, появилось разнообразие авторов, пишущих для детей, и широкий выбор произведений для чтения. С другой стороны, не все из этих произведений удовлетворяли воспитательным целям, имели высокий художественный уровень, отличались гуманистическими или духовно-нравственными ценностями. Одновременно с появлением рынка книжной продукции развивается и детская периодика, которая должна была содействовать целям развития культуры детского чтения, формировать художественно-эстетический вкус, научное мировоззрение и иметь воспитательное значение. Однако в реальности таких изданий было крайне мало, поэтому регламентирующая деятельность государства в этой области выражалась в попытке ограничения доступа к части детской литературы и замены ее иной, соответствующей целям идеологического и религиозного воспитания. Составлением рекомендательных списков для детского чтения занимались Ученый комитет Министерства народного просвещения и Священный Синод.

В это же время закладываются основы руководства детским чтением. Стихийные процессы формирования читательских интересов в семье сменяются целенаправленным воздействием со стороны научно-педагогического сообщества. В частности, ведущая роль в формировании читательских интересов начинает принадлежать учебным заведениям и библиотекам при них. Помимо этого, в этом процессе участвовали выдающиеся писатели, общественные деятели и критики.

В результате в начале первого десятилетия ХХ века детское чтение было признано самостоятельным явлением. Начали организовываться общественные съезды специалистов, посвященные проблемам развития культуры детского чтения, на которых обсуждались вопросы роли чтения в развитии, интеллектуальном совершенствовании, а также воспитании подрастающего поколения.

Традиции изучения детского чтения, заложенные в России XIX – начала XX века, развивались в советский период, когда детское чтение стало осознаваться как самостоятельная отрасль библиотечно-информационного деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 11.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot