Циклограмма в работе школьной библиотеки: понятие, виды и функции
В работе школьной библиотеки большое значение имеет комплектование фондов, так как одна из основных задач ее деятельности состоит в обеспечении школьников, а также педагогов необходимой для осуществления учебного процесса научной, учебной и методической литературой. Для реализации этой задачи в практике работы школьной библиотеки применяется циклограмма формирования фонда, обеспечивающая надежность и непрерывность процессов комплектования.
Циклограмма комплектования фонда школьных библиотек представляет собой перечень мероприятий, осуществляемых педагогом-библиотекарем систематически, в определенной последовательности для пополнения фонда библиотеки необходимой учебной литературой.
Циклограмма формирования фонда школьной библиотеки включается в общую циклограмму дел педагога-библиотекаря и составляет одну из ее частей.
Перечень мероприятий по комплектованию фондов школьной библиотеки включает несколько направлений работы, которые отражаются в годовой циклограмме:
- Изучение потребностей в учебно-методической литературе на учебный год.
- Составление актуальных списков комплектования на год.
- Формирование заказов на необходимую литературу.
- Прием и обработка документов.
- Книговыдача, а также обеспечение прибывших в течение учебного года учеников учебной литературой.
- Оформление подписки на научно-методические издания.
- Сверка фондов.
- Сбор учебной литературы в конце года, оценка ее состояния, проведение реставрационных работ.
- Информирование родителей о составе учебной литературы и степени обеспеченности ею школьников.
- Поиск и привлечение к комплектованию спонсоров, дарителей из числа родительской общественности.
Функции циклограммы в работе школьного библиотекаря заключаются в следующем:
- обеспечение своевременного и полного комплектования фондов необходимой учебной литературой;
- поддержание состава фонда в актуальном состоянии, соответствующем нормативным документам и требованиям федерального перечня учебной литературы;
- своевременная замена учебной литературы, не соответствующей санитарно-гигиеническим или нормативным требованиям, новой;
- экономия финансовых средств и выстраивание грамотной политики комплектования в условиях современной экономической ситуации.
Циклограмма формирования фонда школьной библиотеки
Рассмотрим особенности формирования циклограммы комплектования в школьной библиотеке. Все мероприятия, осуществляемые в этом направлении, можно разделить на три группы:
- Ежегодные мероприятия, осуществляемые каждый учебный год (в начале, середине, конце учебного года).
- Ежемесячные мероприятия.
- Еженедельные и ежедневные мероприятия.
К ежегодным мероприятиям в рамках циклограммы формирования фонда школьной библиотеки можно отнести:
- Мониторинг потребности в учебной литературе по классам и параллелям.
- Совместно с педагогами изучение Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в школьном преподавании.
- Заказ и приобретение литературы.
- Обработка учебников, включение их в книгу суммарного учета фондов, инвентарную книгу.
- Сверка фондов, а также проверка финансовой документации, относящейся к комплектованию.
- Оформление подписки на периодические издания.
- Выдача учебной литературы в начале года и ее прием в конце года.
- Реставрационные работы.
Ежемесячные мероприятия включают:
- Мониторинг обеспеченности учебной литературы, отслеживание новых учеников и их потребностей в учебниках.
- Укомплектование фондов недостающими учебниками путем дополнительного заказа или привлечения ресурсов фондов школьного книгообмена.
- Книговыдача научно-справочной, научно-популярной и художественной литературы, необходимой для подготовки к учебным занятиям.
- Изучение новых изданий для составления перспективного плана комплектования.
- Ведение базы данных «Учебники» / «Фонд научно-учебной литературы».
- Рейды профилактического характера для оценки сохранности фонда учебников.
Ежедневные и еженедельные мероприятия касаются текущей работы библиотекаря с фондом, а также обслуживания читателей на абонементе:
- Книговыдача и прием литературы с ведением статистики.
- Заполнение текущих документов (карточки пользователей, читательские формуляры, дневник работы библиотеки).
- Подготовка выставок и обзоров.
- Работа с фондом (расстановка, поддержание надлежащего санитарно-гигиенического состояния).
- Повышение информационной культуры пользователей через рекомендательные беседы, консультации, библиотечные уроки и проч.
Грамотное и своевременное составление циклограммы дел педагога-библиотекаря позволяет оптимизировать работу по комплектованию фонда, избежать ошибок и просчетов, экономить школьный бюджет и обеспечивать всех участников образовательного процесса необходимой литературой.