Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Циклограмма формирования фонда школьной библиотеки

Циклограмма в работе школьной библиотеки: понятие, виды и функции

В работе школьной библиотеки большое значение имеет комплектование фондов, так как одна из основных задач ее деятельности состоит в обеспечении школьников, а также педагогов необходимой для осуществления учебного процесса научной, учебной и методической литературой. Для реализации этой задачи в практике работы школьной библиотеки применяется циклограмма формирования фонда, обеспечивающая надежность и непрерывность процессов комплектования.

Определение 1

Циклограмма комплектования фонда школьных библиотек представляет собой перечень мероприятий, осуществляемых педагогом-библиотекарем систематически, в определенной последовательности для пополнения фонда библиотеки необходимой учебной литературой.

Циклограмма формирования фонда школьной библиотеки включается в общую циклограмму дел педагога-библиотекаря и составляет одну из ее частей.

Перечень мероприятий по комплектованию фондов школьной библиотеки включает несколько направлений работы, которые отражаются в годовой циклограмме:

  1. Изучение потребностей в учебно-методической литературе на учебный год.
  2. Составление актуальных списков комплектования на год.
  3. Формирование заказов на необходимую литературу.
  4. Прием и обработка документов.
  5. Книговыдача, а также обеспечение прибывших в течение учебного года учеников учебной литературой.
  6. Оформление подписки на научно-методические издания.
  7. Сверка фондов.
  8. Сбор учебной литературы в конце года, оценка ее состояния, проведение реставрационных работ.
  9. Информирование родителей о составе учебной литературы и степени обеспеченности ею школьников.
  10. Поиск и привлечение к комплектованию спонсоров, дарителей из числа родительской общественности.

Функции циклограммы в работе школьного библиотекаря заключаются в следующем:

«Циклограмма формирования фонда школьной библиотеки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • обеспечение своевременного и полного комплектования фондов необходимой учебной литературой;
  • поддержание состава фонда в актуальном состоянии, соответствующем нормативным документам и требованиям федерального перечня учебной литературы;
  • своевременная замена учебной литературы, не соответствующей санитарно-гигиеническим или нормативным требованиям, новой;
  • экономия финансовых средств и выстраивание грамотной политики комплектования в условиях современной экономической ситуации.

Циклограмма формирования фонда школьной библиотеки

Рассмотрим особенности формирования циклограммы комплектования в школьной библиотеке. Все мероприятия, осуществляемые в этом направлении, можно разделить на три группы:

  1. Ежегодные мероприятия, осуществляемые каждый учебный год (в начале, середине, конце учебного года).
  2. Ежемесячные мероприятия.
  3. Еженедельные и ежедневные мероприятия.

К ежегодным мероприятиям в рамках циклограммы формирования фонда школьной библиотеки можно отнести:

  1. Мониторинг потребности в учебной литературе по классам и параллелям.
  2. Совместно с педагогами изучение Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в школьном преподавании.
  3. Заказ и приобретение литературы.
  4. Обработка учебников, включение их в книгу суммарного учета фондов, инвентарную книгу.
  5. Сверка фондов, а также проверка финансовой документации, относящейся к комплектованию.
  6. Оформление подписки на периодические издания.
  7. Выдача учебной литературы в начале года и ее прием в конце года.
  8. Реставрационные работы.

Ежемесячные мероприятия включают:

  1. Мониторинг обеспеченности учебной литературы, отслеживание новых учеников и их потребностей в учебниках.
  2. Укомплектование фондов недостающими учебниками путем дополнительного заказа или привлечения ресурсов фондов школьного книгообмена.
  3. Книговыдача научно-справочной, научно-популярной и художественной литературы, необходимой для подготовки к учебным занятиям.
  4. Изучение новых изданий для составления перспективного плана комплектования.
  5. Ведение базы данных «Учебники» / «Фонд научно-учебной литературы».
  6. Рейды профилактического характера для оценки сохранности фонда учебников.

Ежедневные и еженедельные мероприятия касаются текущей работы библиотекаря с фондом, а также обслуживания читателей на абонементе:

  1. Книговыдача и прием литературы с ведением статистики.
  2. Заполнение текущих документов (карточки пользователей, читательские формуляры, дневник работы библиотеки).
  3. Подготовка выставок и обзоров.
  4. Работа с фондом (расстановка, поддержание надлежащего санитарно-гигиенического состояния).
  5. Повышение информационной культуры пользователей через рекомендательные беседы, консультации, библиотечные уроки и проч.

Грамотное и своевременное составление циклограммы дел педагога-библиотекаря позволяет оптимизировать работу по комплектованию фонда, избежать ошибок и просчетов, экономить школьный бюджет и обеспечивать всех участников образовательного процесса необходимой литературой.

Дата последнего обновления статьи: 10.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot