Библиотеки Польши: общая характеристика
Изучение деятельности библиотечных учреждений за рубежом обогащает представления о месте и роли библиотеки в современном мире. На сегодняшний день библиотеки в Польше остаются ведущими центрами информационного обеспечения населения, а также поддерживают систему образования, научную деятельность, участвуют в работе просветительских организаций.
Основная миссия польских библиотек совпадает с мировыми тенденциями в области библиотечного обслуживания и состоит в предоставлении пользователям доступа к информации и ресурсам в условиях технологически меняющегося постиндустриального общества.
Рост библиотечных учреждений в Польше пришелся на вторую половину ХХ века: тогда возникла сеть публичных библиотек, а также активно развивались специальные учреждения: научные, педагогические, молодежные и проч.
Школьные и публичные библиотеки являются наиболее часто встречающимися в Польше. Они оказывают бесплатные услуги для различных социальных групп, причем школьные библиотеки специализируются на обслуживании педагогического коллектива и учащихся определенных образовательных учреждений.
Национальная библиотека (НБ) является главным библиотечным учреждением страны, выступая как научная библиотека гуманитарного профиля. Это крупнейший депозитарий национальной литературы, в то же время главный архив польской словесности и библиографии. Национальная библиотека выполняет центральную отраслевую функцию в области библиотековедения, архивного дела. Кроме этого, в задачи библиотеки входит ведение сводных каталогов, разработка единых стандартов описания документов, ведение статистики и мониторинг издательской активности. Как и многие другие национальные библиотеки, Польская национальная библиотека является научно-методическим центром для библиотек страны и местом повышения квалификации библиотечных сотрудников.
Система публичных библиотек
Структура сети публичных библиотек в Польше отражает административное деление страны:
- Первое звено – шестнадцать воеводских библиотек.
- Вторая ступень – триста шестьдесят пять повятовых библиотек.
- Третья ступень – около двух тысяч гминных библиотек, которые подчиняются повятовым и воеводским.
Публичные библиотеки в Польше характеризуются автономностью, которая проявляется в возможности самостоятельного управления финансами, комплектования фондов, организации массовой работы с читателями. Помимо информационной функции, публичные библиотеки, особенно в малых городах, являются центрами популяризации национальной культуры и традиций.
Наряду с традиционным документным фондом на печатных носителях публичные библиотеки предлагают свои читателям коллекции электронных цифровых ресурсов в рамках работы так называемых гибридных библиотек.
Деятельность публичных библиотек поддерживается на государственном уровне Министерством культуры и национального наследия. Меры поддержки касаются следующих направлений деятельности:
- Предоставление целевых дотаций для пополнения фондов публичным библиотекам.
- Целевая долгосрочная программа «Kultura+», в соответствии с которой осуществляется модернизация сельских и городских публичных библиотек, их компьютеризация, развитие инфраструктуры, оцифровка фондов.
- Программа развития интегрированной библиотечно-информационной системы «MAK+» (MakPlus), направленная на совершенствование электронного учета документов.
- Программа компьютеризации библиотек («Kraszewski.Komputerydlabibliotek»).
- Мероприятия в рамках реализации программы «Дискуссионные клубы книги», направленные на поддержку чтения и продвижение книги.
- Программы повышения квалификации работников публичных библиотек.
Помимо государственной поддержки, публичные библиотеки также получают помощь от различных фондов и неправительственных организаций, которые совершенствуют техническое оснащение библиотек, обеспечивают их необходимыми документами, содействуют инновациям и внедрению их в практику работы.
Школьные и педагогические библиотеки Польши
Школьные библиотеки в Польше организуются как при государственных учебных заведениях, так и при тех школах, учредителями которых выступают общественные или религиозные организации. Основная задача школьной библиотеки – обеспечение учебного процесса пособиями и дидактическими материалами. Наряду со школьными библиотеками функционируют и педагогические библиотеки, читателями которых выступают работники системы образования: воспитатели и учителя.
Педагогические библиотеки выступают как методические центры по отношению к школьным и сотрудничают с профильными вузами. Как правило, такие библиотеки либо имеют статус воеводских, либо выступают как их структурное подразделение.
Научные библиотеки
Научные библиотеки подразделяются по разным основаниям на центральные, отраслевые, вузовские, а также специальные, поэтому являются разнородными по аудитории, профилю комплектования и ведомственной подчиненности.
Спецификой этих библиотек является деятельность, связанная с формированием фондов, обслуживанием читателей и кадровым составом:
- Фонды таких библиотек являются базой для осуществления научной деятельности.
- Фонды постоянно изучаются и пополняются в соответствии с профилем библиотеки.
- Документы, хранящиеся в фонде, предназначены для обслуживания научных сотрудников, ученых, преподавателей, студентов и аспирантов.
- Состав сотрудников, работающих с фондами такой библиотеки, включает только дипломированных специалистов в области библиотековедения, а также научных сотрудников в сфере информации.
Состояние библиотек в Польше сегодня характеризуется тем же тенденциями, что и в других странах. В библиотеках страны активно внедряются новые технологии и инновационные формы работы, а также новые показатели (критерии) эффективности библиотечной деятельности.