Информационная система (ИС) представляет собой систему, которая предназначена для поиска, хранения и обработки информации, и соответствующие ей организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и пр.), обеспечивающие и распространяющие информацию.
Информационные системы предназначены для своевременного обеспечения определенной категории людей определенной информацией, т.е. для удовлетворения конкретных информационных потребностей в определенной предметной области, при чем результатом работы информационной системы является информационная продукция, к которой относятся документы, массивы информации, базы данных и информационные услуги.
Понятие ИС
Понятие ИС интерпретируется в зависимости от контекста.
В широком понимании информационной системы подразумевается, что ее основными компонентами являются данные, техническое обеспечение и программное, кроме того, организационные мероприятия и персонал.
Федеральным законом РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» трактуется понятие об информационной системе, подразумевая совокупность информации, которая содержится в базах данных, и информационных технологий и технических средств, которые обеспечивают ее обработку.
Российские ученые в области информатики также дают определение понятию информационной системы. Наиболее полное определение дается М.Р. Когаловским, который считает, что в понятие ИС кроме данных, программного и аппаратного обеспечений и людских ресурсов необходимо включить коммуникационное оборудование, лингвистические средства и информационные ресурсы, и все это в совокупности образует систему, которая будет обеспечивать «поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей».
В узком понимании в состав информационной системы включают данные, программы и аппаратное обеспечение. Интегрируя эти компоненты можно выполнить автоматизацию процессов управления информацией и целенаправленной деятельностью конечных пользователей, которая направлена на получение, модификацию и хранение информации. Так, российский стандарт ГОСТ РВ 51987 под информационной системой подразумевает автоматизированную систему, результатом работы которой является представление информации на выходе системы для дальнейшего использования. В ГОСТ Р 53622-2009 используется термин информационно-вычислительной системы, чтобы обозначить совокупность данных (или БД), СУБД и прикладных программ, работающих на вычислительных средствах как одно целое для решения конкретных задач.
В работе любой организации информационную систему рассматривают как программное обеспечение, которое реализует стратегию деятельности организации. При этом хорошей практикой может стать создание и развертывание единой корпоративной ИС, которая удовлетворяет информационным потребностям всех сотрудников и структурных подразделений организации. С практической же точки зрения создание подобной всеобъемлющей информационной системы достаточно затруднено, если не сказать невозможно, в связи с чем на предприятиях обычно используется несколько разных систем, которые решают конкретные задачи: управление производством, финансово-хозяйственную деятельность, электронный документооборот и т.д. Некоторые задачи могут обрабатываться одновременно несколькими ИС, а некоторые вообще не являются автоматизированными. Подобная ситуация называется лоскутной автоматизацией и является типичной для большого количества предприятий.
Классификации ИС
Различают несколько видов классификаций ИС:
-
Классификация по архитектуре.
По степени распределения выделяют:
- настольные (локальные) ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) содержатся на 1 компьютере;
- распределенные ИС - компоненты распределяются по нескольким компьютерам.
Распределенные ИС подразделяют на:
- файл-серверные ИС (с архитектурой «файл-сервер»);
- клиент-серверные ИС (с архитектурой «клиент-сервер»).
В файл-серверных ИС базы данных находятся на файловом сервере, а рабочие станции содержат СУБД и клиентские приложения.
В клиент-серверных ИС базы данных и СУБД находятся на сервере, а рабочие станции содержат лишь клиентские приложения.
Клиент-серверные ИС подразделяют на двухзвенные и многозвенные.
В двухзвенных ИС имеется всего 2 типа звеньев: сервер базы данных, где содержатся сама база данных и СУБД, и рабочие станции, содержащие клиентские приложения, которые взаимодействуют с СУБД напрямую.
В многозвенных ИС добавлены промежуточные звенья: серверы приложений. Пользовательские клиентские приложения не могут обращаться к СУБД напрямую, они делают это через промежуточные звенья. Типичным примером использования трехзвенной архитектуры являются современные веб-приложения, которые используют базы данных. В подобных приложениях кроме звена СУБД и клиентского звена, которое выполняется в веб-браузере, имеется как минимум 1 промежуточное звено — веб-сервер с соответствующим программным обеспечением.
-
Классификация по степени автоматизации.
По степени автоматизации ИС подразделяют на:
- автоматизированные – ИС с неполной автоматизацией (т.е. необходимо постоянное вмешательство персонала);
- автоматические – ИС с полной автоматизацией, т.е. во вмешательстве персонала нет необходимости или она носит эпизодический характер.
«Ручных» информационных систем, т.е. без использования компьютера не существует, так как обязательно наличие в составе ИС аппаратно-программных средств. В результате чего понятия автоматизированной информационной системы, компьютерной информационной системы и просто информационной системы стали синонимами.
-
Классификация по характеру обработки данных.
По характеру обработки данных ИС делятся на:
- информационно-справочные (информационно-поисковые), которые не имеют сложных алгоритмов обработки данных, а их целью являются поиск и выдача информации в удобном виде;
- информационные системы обработки данных (решающие ИС), в которых данные обрабатываются согласно сложным алгоритмам. К такого рода системам относятся автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.
-
Классификация по сфере применения.
Замечание 1Так как ИС создаются с целью удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип информационных систем.
Количество предметных областей достаточно велико, приведем примеры типов ИС для некоторых областей:
- экономическая ИС — выполняет функции управления на предприятии;
- медицинская ИС — используется в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении;
- географическая ИС — обеспечивает сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).
-
Классификация по охвату выполняемых задач (масштабу).
К данному типу ИС относят:
- персональную ИС, предназначенную для решения определенного круга задач 1 человека;
- групповую ИС, ориентированную на коллективное использование информации членами рабочей группы или коллектива;
- корпоративную ИС, автоматизирующую все бизнес-процессы целого предприятия (организации) или их значительную часть с целью достижения их полной информационной согласованности, безизбыточности и прозрачности. Подобные системы называются информационными системами предприятия или системами комплексной автоматизации предприятия.