Сущность понятия «финансовый надзор»
Надзор – это один из видов контроллинга, при реализации которого преобладают наблюдательные функции.
Финансовый надзор - это комплекс способов и методов реализации деятельности, направленной на сотрудничество и непрерывный мониторинг работы посреднических учреждений и различных экономических агентов в финансовой области в целях контроля соблюдения ими действующего законодательства государства, на территории которого они реализуют свою деятельность.
Стоит отметить, что финансовый надзор осуществляется без вмешательства в текущую деятельность участников финансового рынка. Как правило, финансовый надзор осуществляется специализированными органами.
Органы финансового надзора - это государственные органы власти, находящиеся в непрерывном контакте с участниками финансового рынка, экономическими субъектами в области экономики и финансов, а также принимающие непосредственное участие в формировании, утверждении и реализации государственной политики в сфере финансового сектора.
На сегодняшний день в Российской Федерации можно выделить следующие органы, занятые в осуществлении финансового контроллинга:
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- Федеральная служба финансового мониторинга;
- Банк России (ЦБ РФ);
- Федеральная служба по финансовым рынкам и т.д.
Стоит отметить, что надзор и контроль в финансовом секторе на сегодняшний день реализованы как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Для обеспечения стабильности в банковском секторе, защиты банковских структур и их клиентов от различных видов риска, а также утечки информации на национальном уровне государство регулирует работу различных кредитных и финансовых учреждений, разрабатывает и внедряет законодательные, правовые и нормативные акты в финансовый сектор.
Сущность взаимодействия банковских структур с органами финансового надзора можно оценить через функции и полномочия таких органов.
Классификация направлений взаимодействия банков с органами финансового надзора
При осуществлении надзора контролирующим органам необходимо постоянно контактировать с участниками финансового сектора – кредитными организациями, банковскими структурами, различными финансовыми учреждениями.
Однако, все направления взаимодействия контролирующих органов с банковскими структурами, как правило, сведены к обеспечению исполнения кредитными учреждениями действующих нормативных, правовых актов Российской Федерации, которое необходимо для реализации государственных целей и задач, в том числе для формирования и реализации денежно-кредитной политики государства, обеспечения выхода банковских структур на международную арену, т.е. мировые финансовые рынки, а также для достижения стабильности и авторитета сформированной банковской системы как непосредственно внутри государства, так и за его пределами.
На сегодняшний день можно выделить следующие направления взаимодействиями участников в рамках финансового контроля:
- налоговое администрирование;
- антимонопольное направление;
- валютный контроль;
- совершенствование банковского и прочего законодательства в сфере финансов и экономики;
- анализ и документарный надзор;
- направление запросов;
- недопущение отмывания денежных средств, полученных нелегальным путем, через банковские структуры.
Порядок взаимодействия банковских структур с органами финансового надзора
Стоит отметить, что взаимодействие банковских структур и контролирующих органов начинается непосредственно с этапа регистрации финансового учреждения. Так, например, для получения лицензии на реализацию банковской деятельности, без которой реализация такой деятельности признается незаконной, в обособленные подразделения и филиалы ЦБ РФ должно быть направлено подтверждение органами ФНС РФ выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед государственным, муниципальным и прочими бюджетами за три последних года. Таким образом, налоговые органы согласно действующему законодательству обязаны обеспечить своевременное и качественное исполнение налоговых обязательств банковскими структурами.
Центральный Банк РФ, а также его филиалы и подразделения, реализуют функции контроллинга за соблюдением установленных экономических нормативов.
Контроль, как правило, осуществляется на базе ежемесячной отчетности, балансов банковских структур с приложенными к такой отчетности справки с расчетами фактических величин утвержденных экономических нормативов и расшифровки некоторых балансовых счетов или строк, представляющих особый интерес. Такая ежемесячная отчетность в обязательном порядке подписывается как руководителем финансового учреждения, так и главным бухгалтером.
Таким образом, ЦБ РФ играет роль контролера за исполнением банковскими коммерческими структурами действующего законодательства в банковском секторе, но в то же время выступает и в качестве гаранта защиты прав и свобод непосредственно банковских организаций.
Министерство по антимонопольной политики РФ анализирует судебные иски и через ЦБ РФ реализует финансовый контроллинг за приобретением контрольных пакетов акций, крупных долей действующих банковских структур. Так, Центральный Банк РФ в обязательном порядке отслеживает заключение сделок различными юридическими лицами, или группой юридических лиц, холдингами и прочими связанными лицами, связанными с приобретением более 5% долей (акций) банковской структуры.
Правительство РФ и Центральный Банк РФ также реализуют функции валютного контроля. Ранее данную функцию выполняла реорганизованная на данный момент Федеральная служба по валютно-экспортному контролю РФ, а также Министерство финансов РФ через Департамент валютно-экспортного контроля.
Работа в направлении недопущения отмывания денежных средств, полученных нелегальным путем, через банковские структуры сводится к выполнению функций по сбору, обработке и анализу сведений, представляемых банковскими операциями по операциям, соответствующим критериям «подозрительности».