Реформы и революции
Реформа – это осуществляемое органами власти изменение какой-либо важной стороны общественной жизни при общем сохранении основ сложившейся социальной структуры.
Реформы различаются по своим масштабам, так, например, можно выделить широкомасштабные (комплексные) реформы, охватывающие разные стороны общественной жизни, и реформы, охватывающие лишь одну из сторон общественной жизни.
Стоит отметить, что реформы, реализованные в наиболее подходящий момент, дают возможность мирными средствами разрешать существующие общественные проблемы, а также в значительной мере влияют на снижение вероятности возникновения революции.
Реформы можно охарактеризовать следующими отличиями от революций:
- революция является коренным, т.е. основательным, преобразованием, реформа же лишь частично затрагивает некоторые аспекты общественной жизни;
- революцию можно назвать радикальной мерой, в отличие от реформы;
- революция способствует разрушению существующей системы, реформа же сохраняет основы такой системы;
- революция является стихийным действием, а реформа – сознательной целенаправленной мерой.
Реформирование структуры банковской системы России в условиях глобальной нестабильности
На первом этапе преобразования в советской банковской системе, а после и в Российской Федерации осуществлялись в рамках сложившейся в условиях кризиса политической и экономической неопределенности, т.е. во время полного отсутствия научно обоснованной концепции перехода от принятой плановой экономической системы к рыночной. После распада Советского Союза началась условная «война» между Государственным банком СССР и Государственным банком РСФСР, что благотворно влияло на увеличение общего количества российских банковских структур.
В 1991 г. после реализации отечественной компании по массовому приданию всем банковским структурам особого статуса акционерного коммерческого банка на 1 апреля 1992 года в РФ было зарегистрировано более 1400 банковских структур, при этом 55% из них были сформированы в конце 1990 г. на базе подразделений ранее функционировавших специализированных банковских структур. Таким образом, в рамках реформирования подразделения специализированных банковских структур были трансформированы в коммерческие банки в форме акционерных обществ. Отказавшись от традиционного для РФ разделения всех банковских структур по статусу сельскохозяйственного, коммерческого, промышленно-инвестиционного и иных форм кредита, закон о банках устанавливал лишь форму коммерческого банка. Новые банковские структуры, которые имели в своем распоряжении ограниченную величину финансовых ресурсов, осуществляли собственную деятельность без наличия производного рефинансирования и контроля со стороны надзорных органов. Перечисленные выше условия немного позднее лишь увеличили, даже преумножили асимметричность информации, снизили уровень доверия населений и привели к отзыву банковских лицензий большей части банковских структур, способствовали росту уровня риска оппортунистического поведения.
Снижение общего уровня доверия, асимметричность информации, рискованность коммерции способствовали в значительной мере разрушению существовавших кооперативных связей в банковских структурах с реальным сектором национальной экономики. Таким образом, приученные к системе материально-технического снабжения, государственные учреждения продолжили выпуск товаров на склад, после чего перешли на бартерный обмен, который в значительной мере способствует решению проблемы реализации товаров и услуг, не пользующихся особым спросом.
На данном этапе банковские структуры более остро почувствовали дефицит финансовых ресурсов в связи с более продолжительным воспроизводственным циклом в реальных секторах отечественной национальной экономики.
Одной из специализированных банковских структур, которая не была подвергнута децентрализации, стал Сбербанк, оставшийся в собственности Центрального Банка РФ и сохранивший собственную филиальную сеть на территории РФ. Стоит отметить, что необоснованным являлось придание Внешэкономбанку некоторого особого статуса государственного специализированного банка, а не акционерного.
В начале 1990-х годов группой банков, в состав которой входили Внешэкономбанк, Сбербанк, а также иностранные банковские структуры, был учрежден первый общий Международный Московский банк. В дальнейшем с использованием финансовых ресурсов министерств и ведомств все более активно организовывались отраслевые банковские структуры, а Банком России был организован Внешторгбанк РФ. К отраслевым банковским структурам относились Автобанк, Авиабанк, Нефтихимбанк и т.д. Отраслевые банковские структуры в форме банков-сателлитов прежде всего удовлетворяли потребности собственных учредителей в займах и прочих банковских услугах.
Децентрализация советской банковской системы, распад СССР способствовали разрушению принятой советской технологии межабанковских переводов, которая базировалась на МФО.
В то же время с дезинтеграцией отечественной экономики и переходом к рынку в значительной степени выросло число экономических субъектов, вырос уровень развития домохозяйств, что смогло способствовало росту потребности в денежных переводах. В связи с тем, что протяженность территории России мешала решить данную проблему по западному образцу (на западных странах межбанковские переводы осуществляют либо расчетные палаты, либо институт непосредственных корреспондентских отношений), то болезненно, безуспешно, а порой и вовсе хаотично система МФО преобразовывалась в РКЦ. Последние, на переходной стадии, монопольно заполнили сформировавшуюся нишу в межбанковских связях. В то же время их деятельность оказалась достаточно далеко от совершенства и нуждалась в последующем развитии.