Экономический кризис 2014-2015 гг. и его влияние на банковский сектор России
В 2014-2015 гг. Российская Федерация пережила довольно сильный экономический кризис. Он был вызван введением западными государствами в отношении нашей страны санкций, принятием российским Правительством ответных контрсанкций и существенным снижением мировых цен на нефть (почти в два раза).
В результате действия этих факторов, помимо наступления прочих последствий, произошло двукратное снижение курса российского рубля. В ответ на это Центральный банк РФ существенно повысил ключевую ставку: до 17 %.
Кроме валютного рынка, на стабилизацию которого была направлена эта мера, данная политика Банка России значительным образом скорректировала развитие национальной банковской системы.
Стоимость денежных ресурсов в целом повысилась. Кредиты могли быть предоставлены только по ставке, близкой к 20%. Однако это негативным образом сказалось на доступности кредитов как для клиентов, так и для самих банков. С другой стороны, была повышена привлекательность банковских депозитов. Это создало предпосылки для ограничения закрытия вкладов в банках, которые получили возможность сформировать большую ресурсную базу и минимизировать риски ликвидности.
В то же время отечественные банки, отрезанные от западных финансовых рынков, оказались ограниченными в возможностях по привлечению финансирования и по размещению своих активов. Это не могло не сказаться на их финансовом положении. Правительству пришлось оказать им государственную поддержку в виде докапитализации. Для достижения этой цели Агентству по страхованию вкладов был выделен 1 триллион рублей, а крупнейшие банки получили право получить средства из Фонда национального благосостояния.
Однако не все банки сумели справиться с последствиями кризиса (в частности, с оттоком вкладчиков) собственными силами. В их отношении Центральный банк РФ и Агентство по страхованию вкладов инициировали процедуры санации. Наиболее ярким примером санации того периода стала санация банка «Траст».
Национальная банковская система: проблемы функционирования
На фоне этих кризисных событий Центральный банк РФ как главный орган регулирования функционирования национальной банковской системы избрал жёсткую политику в отношении коммерческих банков. Регулятор практиковал массовый отзыв у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций (их счёт шёл на сотни). В качестве основных причин отзыва назывались потеря банками платёжеспособности, утрата ими капитала, фальсификация отчётности. Кроме того, был отменён ряд льгот для коммерческих банков, а также внедрены достаточно жёсткие по своему содержанию и принятые пока что всего несколькими странами мира стандарты «Базель III».
Также в России началась активная борьба с легализацией (отмыванием) доходов, которые получены преступным путём, и с финансированием терроризма. В рамках предотвращения и профилактики сомнительных операций чаще всего наказывались средние по размеру региональные банки.
В результате подобной расчистки банковского сектора были сокращены рынки банковских услуг и межбанковских кредитов. Тенденциями их развития стали концентрация капитала в крупных, как правило, государственных банках, объединение банков в банковские группы, поглощение крупными банками региональных и местных банков и т.д. Однако экономика в целом, по мнению аналитиков, от этой политики не почувствовала существенного влияния.
Перспективы развития банковской системы России в посткризисный период
На данный момент развития банковского сектора Российской Федерации, как и всей отечественной экономики зависит от динамики мировых цен на нефть. Так, Центральным банком РФ составляются три сценария динамики цены в долларах США за один баррель нефти марки «Юралс»:
- базовый сценарий – $50;50;
- оптимистический сценарий – $75;75;
- рисковый сценарий – $35.35.
Цена нефти является определяющим фактором. В настоящее время формируется новая нефтяная реальность, предполагающая сохранение невысокой конъюнктуры. Поэтому эти условия будут сдерживать рост российской экономики (в том числе, банковского сектора). Для того, чтобы негативное воздействие постепенно ослабевало, органам власти рекомендуется сосредоточить свои усилия на повышение эффективности технологий и институтов.
Это будет возможным в том случае, если будет сделан акцент на внутренние источники и управление финансовых и денежных потоков. Практически реализовать это можно в результате развития Центральным банком РФ долгосрочного рефинансирования коммерческих банков. Причём оно должно сопровождаться жёстким требованием со стороны регулятора направлять выделяемые средства не в спекулятивный, а в реальный сектор экономики, прежде всего, на инфраструктурные проекты.
Чтобы банковская система в Российской Федерации в действительности стала стратегическим партнёром реального сектора, она должна быть преобразована с целью оздоровления, стабилизации и консолидации коммерческих банков. Требуется внесение в банковское законодательство соответствующих изменений.
Например, Центральный банк РФ должен взять на себя ответственность не только за финансовую стабилизацию, но и за экономический рост в стране. Благодаря этому можно достичь оптимального сочетания мероприятий по снижению инфляции и по смягчению денежно-кредитной политики. Таким образом, банковская система будет работать на реальное производство, что станет условием повышения благосостояния населения и государства.