Предпосылки поддержки государством отечественных сельхозпроизводителей
Сельское хозяйство считается базовой отраслью любой национальной экономики, поскольку именно с его помощью государство обеспечивает свою продовольственную безопасность. Развитие агропромышленного сектора, увеличение объёмов производства и рост эффективности работы сельхозпроизводителей зачастую признаются в качестве одних из главных задач, которые должны решить органы государственной власти, ответственные за реализацию и разработку экономической политики. В особенности отечественный сельскохозяйственный комплекс должен получать государственную поддержку в кризисные ситуации, моменты экономического спада.
Геополитический кризис 2014 г. обернулся для Российской Федерации достаточно чувствительным экономическим кризисом 2014-2015 гг. Одним из секторов российской экономики, который сильнее всех в то время подвергся внешнему воздействию, оказалось сельское хозяйство. Россия и страны Запада (США и члены Европейского Союза) ввели друг против друга экономические санкции, которые, помимо прочего, предусматривали запрет на ведение взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией.
Стоит отметить, что по состоянию на 2013 г. импорт продовольствия Российской Федерации составлял 43,3 млрд. долларов, а экспорт - 16,8 млрд. долларов. Наибольшие доли как в том, так и в другом направлении международного обмена сельскохозяйственной продукцией занимали именно европейские страны.
В данной ситуации Правительство России избрало в отношении агропромышленного сектора политику ипортозамещения. То есть недополученная из-за границы продукция должна быть замещена отечественными аналогами. Это предполагало значительное, многократное увеличение объёмов производства в сельском хозяйстве. Однако оно не было готово к столь резкому изменению условий на отечественном рынке. В связи с этим сельхозпроизводители нуждались в мерах поддержки со стороны государства, которое оказывало её в разнообразных формах. Одной из самых популярных форм является кредитование.
Кредитование как форма государственной поддержки сельхозпроизводителей
В настоящее время кредитная политика обычно направлена на обслуживание узкого сегмента клиентов. Это обуславливает необходимость корректировки действующих механизмов кредитования аграрного сектора. Решая этот вопрос, нужно учитывать особенности ведения сельского хозяйства и его субъектов.
Так, происходит усиление ряда негативных факторов, которые ограничивают рост кредитования сельхозпроизводителей, на что нельзя не обращать внимание. Речь идёт про:
- нехватку собственных средств;
- нехватку качественных залогов;
- сокращение объёмов государственного страхования в сфере сельского хозяйства;
- сохранение нехватки источников доступного долгосрочного фондирования на внутреннем финансовом рынке;
- застой инвестиционной активности;
- падение рентабельности аграрного сектора и пр.
Доступность для аграрного сектора заёмного финансирования может быть повышена за счёт создания и воплощения в жизнь новых механизмов льготного кредитования. В первую очередь, они должны касаться малых форм хозяйствования, которые вместе с другим малым бизнесом должны стать основой и главным драйвером роста отечественной экономики.
Органы государственной власти (прежде всего, Министерства сельского хозяйства и экономического развития) уполномочены на разработку и реализацию государственных программ, предусматривающих субсидирование процентных ставок по аграрным кредитам. Это вызвано недостаточным стремлением коммерческих банков к кредитованию сельхозпроизводителей из-за наличия связанных с данным сегментом экономики рисков. Поэтому банки зачастую готовы предоставить им кредит только по значительно завышенной процентной ставке.
Согласно публикуемой ими отчётности, объём поддержки предприятий сельского хозяйства (в части их кредитования) из федерального бюджета составил более 80 млрд. руб. Наибольшие его части (по 32-33 млрд. руб. каждая) были направлены на животноводство и на взятые сельхозпроизводителями инвестиционные кредиты.
Роль микрофинансовых организаций в кредитовании сельхозпроизводителей
На данный момент государственная поддержка кредитования сельхозпроизводителей преимущественно направлена на взаимодействие с коммерческими банками. Однако статистические данные свидетельствуют о том, что третье место по объёмам кредитования агропромышленного комплекса (после Сбербанка и Россельхозбанка) занимают микрофинансовые организации, которые чаще всего представлены кредитными кооперативами.
Популярность микрофинансовых организаций в аграрном секторе вызвана более лёгкими условиями кредитования относительно крупных банков. Это небольшие объёмы и сроки заимствования, отсутствие необходимости предоставления большого пакета документов. В то же время именно эти организации способны оперативно среагировать на потребности малых предпринимателей в кредитных ресурсах.
Однако подобные представители финансового рынка зачастую по выданным займам назначают очень высокую процентную ставку (иногда счёт ведётся в процентах в день). Поэтому государственная политика должна быть ориентирована на урегулирование деятельности микрофинансовых организаций и на сотрудничество с ними в рамках кредитования сельхозпроизводителей. Это позволит увеличить объём и качество финансирования участников аграрного рынка страны.