Общие сведения о концепции системы сбалансированных показателей
Система сбалансированных показателей – это метод стратегического управления коммерческим банком, в основе которого лежит измерение и оценка ключевых показателей, учитывающих все существенные аспекты банковской деятельности и описывающих стратегию кредитной организации и способы её реализации.
Система сбалансированных показателей представляет собой один из самых популярных и востребованных инструментов системы контроллинга. Эффективность именно данного метода управления коммерческим банком на современном этапе развития рынка, где резко повышается уровень конкуренции и всё чаще изменяются факторы внутренней и внешней среды, обусловлена её направленностью на решение следующих ключевых задач:
- повышение прозрачности внутренней деятельности коммерческого банка;
- формирование информационной основы для принятия управленческих решений;
- разработка стратегии коммерческого банка и соответствующих целей (в том числе, для его структурных подразделений);
- обеспечение достижения стратегических целей коммерческого банка.
Реализация стратегии развития коммерческого банка и его долгосрочных целей становится возможной, прежде всего, благодаря применению системы сбалансированных показателей. Она базируется на оценке совокупности финансовых и нефинансовых показателей банковской деятельности. Ориентация на достижение равновесия (то есть баланса) этих показателей, а также равновесия внутренних и внешних факторов, краткосрочных и долгосрочных целей, прошлыми и будущими результатами дала название данной концепции.
Разработчиками концепции системы сбалансированных показателей являются американские экономисты Д. Нортон и Р. Каплан, которые представили её в 1992 году. За это время её внедрили подавляющие большинство динамично развивающихся компаний и корпораций мира, включая банковский сектор. Первоначально возможность использования этой системы коммерческими банками не предусматривалась, однако со временем она была адаптирована к учёту специфики банковского бизнеса.
В основу системы сбалансированных показателей была положена идея измеримости. Она предполагает, что все факторы, которые имеют значение для управления коммерческим банком, должны быть так или иначе измеримы и в результате представлены в виде показателей. Благодаря этому в распоряжении у высшего руководства банка будут числовые показатели, которые прямо будут ему указывать на то, правильно ли оно поступало до настоящего времени и что нужно предпринять в будущем.
Концепция системы сбалансированных показателей предусматривает группировку ключевых показателей деятельности кредитной организации. По её итогам должны быть определены четыре основных направления (так называемые, перспективы) оценки эффективности деятельности коммерческого банка:
- направление «финансы» - показатели доходности, рентабельности, уровни рискованности и обеспеченности банковских операций;
- направление «клиенты» - число клиентов, доля рынка по продуктам, рентабельность инвестиций в клиента;
- направление «внутренние бизнес-процессы» - удовлетворённость клиентов коммерческим банком, в частности, время обслуживания клиентов и качество оказываемых услуг;
- направление «обучение и карьерный рост» - показатели обучения банковского персонала, повышения квалификации и совершенствования знаний.
Эти направления представляют собой конкретные задачи и показатели, которые трансформированы из конкретных представлений высшего руководства о будущем состоянии коммерческого банка. Их оформлениями являются кратко и чётко сформулированные миссия, которая объясняет цель создания коммерческого банка, его основные задачи и ценности (в связи с чем определяются основные направления деятельности банка), и видение, которым определяются средне- и долгосрочные цели банка.
Система сбалансированных показателей как инструмент стратегического управления банком
Роль системы сбалансированных показателей в стратегическом управлении коммерческим банком заключается в том, что она является средством трансформации стратегических целей банка в конкретные задачи и показатели. Чёткая и понятная система причинно-следственных связей между стратегическими целями, задачами и показателями позволяет каждому банковскому сотруднику ознакомиться со стратегией развития коммерческого банка и осознать свою роль и место в её реализации.
Создание системы сбалансированных показателей для коммерческого банка можно представить в виде совокупности следующих этапов:
- определение для коммерческого банка миссии и видения;
- разработка стратегии развития коммерческого банка;
- разработка стратегических целей коммерческого банка по каждой из четырёх перспектив (направлений деятельности);
- создание стратегической карты, то есть визуальное представление стратегии в виде стратегических целей, показателей и причинно-следственных связей;
- определение ключевых факторов успеха, то есть обеспечивающих конкурентное преимущество областей и направлений деятельности коммерческого банка;
- определение ключевых показателей эффективности;
- разработка способов расчёта значений ключевых показателей эффективности.
В результате разработки и последующей реализации стратегии сбалансированных показателей коммерческий банк может повысить эффективность и управляемость своей деятельности и минимизировать возможные риски на основе донесения стратегии банка до каждого сотрудника, повышения уровня лояльности клиентов, завоевания целевых сегментов рынка, повышения квалификации банковского персонала и органичного сочетания интересов собственников, персонала, клиентов.