Что таое интернет-банкинг?
Интернет-банкинг – это один из видов дистанционного банковского обслуживания с предоставлением доступа клиентам к собственным расчетным счетам и услугам банковских структур с помощи сети Интернет.
Стоит отметить, что зачастую доступ предоставляется всем клиентам, которые являются владельцами кредитной или дебетовой банковских карт, а также экономическим субъектам, которые открыли банковские счета в одной из банковских структур. Подобная система дистанционного обслуживания используется клиентами для самостоятельного осуществления банковских операций без посещения отделений финансового учреждения.
Использование возможностей интернет-банкинга позволяет экономическим субъекта в режиме онлайн следить за движением собственных финансовых ресурсов, а также управлять таким движением. Интернет-банкинг в значительной мере сокращает затраты времени на обслуживание в филиалах и обособленных подразделений до нуля.
Возможности Интернет-банкинга для юридических лиц включают в себя:
- возможность постоянного отслеживания остатков на рублевых, валютных и прочих счетах в банковские структуры;
- просмотр в режиме реального времени истории совершенных по всем банковским счетам операций;
- возможность контроля кредитной задолженности перед банковскими структурами и контрагентами;
- получение различного рода сведений о погашении кредитной задолженности, дате очередного платежа и размере следующего платежа.
Зарубежный опыт интернет-банкинга для юридических лиц
Первые проекты, которые были непосредственно связаны с управлением расчетными счетами через ПК, были осуществлены западными банковскими структурами еще в 1980-х гг. Клиентам была предоставлена возможность проверки состояния собственных банковских счетов посредством связи с ПК банковской структуры по телефону Дальнейшая популяризация Интернета позволила крупнейшим банковским структурам активно внедрять системы доступа к общим сведения, а после — и к операциям со счетами.
В 1995 г. в Соединенных Штатах Америки был впервые организован виртуальный банк, который получил название Security First Network Bank. Основной причиной организации данного банка послужило то, что на территории США действовало ограничение на открытие банковскими структурами филиалов в прочих штатах. Стоит отметить, что данный банк довольно успешно функционирует и сегодня.
В Европе в качестве первого виртуального банка был организован Advance Bank, дочерняя структура Дрезденской банковской группы, начавшая собственную деятельность в 1996 г.
На сегодняшний день, в Европе функционируют два банка, которые обслуживают население исключительно через сеть Интернет.
Интернет-банкинг хорошо развит на территории европейских стран, при этом лидерами по популярности интернет-банкинга являются Нидерланды, Германия и Дания. А, например, Швеции подобными услугами пользуются более 70% от общего числа пользователей Интернета. Второе место в данном вопросе занимают Соединенные Штаты Америки. Так, в США почти все наиболее крупные коммерческие банки предоставляют услугу интернет-банкинга, и на Интернет приходится порядка 3 %, а в Европе — 4 % от совокупного объём банковских операций. Интернет-банкинг как вид услуг стремительно развивается, несмотря на существующие сложности, в частности, в условиях острой конкуренции со стороны традиционных банковских структур, интернет-банки вынуждены предлагать, например, значительно более высокий процент — до 4 % годовых по депозитам, в то время как традиционные банки редко выставляют более 0,5–0,6 %.
На Западе число банковских операций, осуществляющихся через сеть, уже превысило 30 % от общего объема операций, проводимых клиентами кредитных учреждений. Количество клиентов интернет-банкинга в Европе и США уже превысило 120 млн. чел., при этом в лишь Европе оборот интернет-банкинга равен 5 млрд. евро.
Отечественный опыт интернет-банкинга для юридических лиц
Интернет-банкинг на территории Российской Федерации развивается достаточно быстрыми темпами, растет число предлагаемых банковских товаров и услуг, в значительной степени увеличивается уровень сервиса. Отечественные банковские структуры довольно успешно на сегодняшний день покоряют интернет-пространства. В дальнейшем планируется, что отечественный интернет-банкинг займет свое значимое место в банковском секторе, так как управление банковскими счетами посредством интернета является весьма удобным, в значительной мере экономит время и позволяет оперативно осуществлять необходимые финансовые операции, не посещая подразделение банковской системы.
Стоит отметить, что интернет-банкинг в значительной степени экономит расходы финансовых ресурсов.
Развитию Интернет-банкинга на территории России способствуют значительное расширение функционала современных решений, развитие наиболее перспективных сервисов WAP, SMS, организация специализированных торговых площадок и так называемых отраслевых интернет-аукционов; совершенствование и доступность карманных ПК, гаджетов и различного рода цифровых коммуникаторов.
К основным тенденциям развития рынка интернет-банкинга на территории нашей страны в настоящее время можно отнести:
- увеличение активности и значительное усиление роли разработчиков специализированных технических средств и ПО для потребностей интернет-банкинга;
- стремительное развитие интернет-банкинга в совокупности либо параллельно с развитием теми же банковскими структурами средств организации е-коммерции – специализированных торговых интернет-систем, также параллельно с услугами интернет-банкинга в значительной степени получили свое развитие интернет-трейдинг и интернет-страхование.
- увеличения темпа внедрения в коммерческих банковских структурах одновременно с интернет-банкингом прочих направлений дистанционного банковского сервиса: телефонного банкинга, РС-банкинга и WAP-банкинга.