Финансовые результаты коммерческой банковской структуры
Финансовый результат – это итог хозяйственной деятельности банковской структуры, который выражается в денежной форме в виде чистой прибыли/убытка.
Финансовый результат деятельности банковской структуры за некоторый период времени может быть определен посредством сопоставления доходов и расходов финансового учреждения. В случае превышения величины доходов над величиной расходов финансовый результат определяется как положительный, в обратном случае – как отрицательный.
Конечный финансовый результат банковской структуры характеризует показатель чистой прибыли, представляющий собой величину остатка доходов банковской структуры после покрытия всех расходов.
Основной целью деятельности коммерческой банковской структуры, как и любого коммерческого экономического субъекта, является максимизация ее прибыли при условии ее устойчивого финансового положения и стабильного функционирования на рынке в течение длительного периода времени. Выступая в качестве конечного финансового результата, величина полученной банковской структурой чистой прибыли или убытка отражает результаты всех видов деятельности, всех активных и пассивных операций, которые реализуется финансовой организацией.
Стоит отметить, что в росте величины прибыли заинтересована не только банковская структура, но и государство, акционеры и пайщики, клиенты и вкладчики банковского учреждения, его сотрудники. При этом объем прибыли зависит как от величины получаемых доходов, так и величины понесенных расходов. Источником доходов коммерческой банковской структуры признаются все виды банковской деятельности, которые условно можно разделить основную и побочную деятельность.
В качестве основной деятельности банковской структуры признается осуществление банковских операций, оказание банковских услуг, реализация банковских продуктов клиентам. Прочие виды деятельности, осуществляемые банковской структурой и приносящие доход, признаются побочными.
Финансовые результаты банковской структуры представляют собой отражение комплекса внешних и внутренних факторов. Основным критерием оценки эффективности деятельности банковской структуры является ее доходность и рентабельность.
Величина финансовых результатов определяется посредством ведения бухгалтерского учета. При этом на сегодняшний день среди отечественных банковских структур достаточно распространено формирование нескольких видов финансовой отчетности. Как правило, такие виды отчетности в значительной мере различны по содержанию, по целям формирования и по срокам предоставления их в надзорные контролирующие органы. Основным видом финансовой отчетности принято считать бухгалтерскую отчетность, в состав которой входит бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Если говорить о существующих на сегодняшний день в коммерческих банковских структурах системах формирования показателей их финансовых результатов, которые отводят прибыли роль наиболее общего оценочного показателя деятельности финансового учреждения, нельзя не отметить важнейшее значение промежуточных результирующих показателей, в т. ч. в детализации отдельных подразделений организации, видов ее деятельности, реализуемых банковских продуктов, операций.
Направления улучшения финансовых результатов коммерческой банковской структуры
В коммерческих банковских структурах можно выделить следующие направления улучшения финансовых результатов:
- Расширение номенклатуры предоставляемых услуг и продуктов. Стоит отметить, что на сегодняшний день основной тенденцией развития банковской системы в целом можно назвать разработку и внедрение новых банковских продуктов. Таким образом, современная тенденция глобализации мирового хозяйства в большей степени стимулирует рост слияний и поглощений крупнейших финансовых организаций и банковских структур, при этом рост объема продаж и услуг в значительной мере способствует дифференциации банковских пакетов для сегментированных групп банковских клиентов;
- Реализация мероприятий, направленных на стимулирование максимально продуктивной деятельности сотрудников (введение дополнительных премий, KPI, систем оплаты труда, при которой большая часть персонала банковской структуры будет заинтересована в получении финансовым учреждением большей величины прибыли). При этом реализуемая руководством кадровая политика в обязательном порядке должна быть направлена на привлечение максимально квалифицированного персонала, должны быть созданы возможности карьерного роста, а также сформирована комфортная атмосфера в коллективе и командный дух;
- Привлечение новых клиентов за счет совершенствования качества обслуживания, реализации мероприятий по обеспечению безопасности банковской структуры, обеспечению защиты информации, которая составляет коммерческую и банковскую тайны, выявление возможных каналов утечки конфиденциальных сведений и минимизация последствий таких утечек, формирование позитивного имиджа для банковской структуры;
- Повышение заинтересованности учредителей и руководителей банковской структуры в результатах деятельности финансового учреждения;
- Реализация мероприятий по расширению сети филиалов, открытие новых представительств и филиалов;
- Повышение уровня диверсификации по отраслям, потенциальных клиентам и величине инвестиций, что в конечном результате оказывает положительное влияние на снижение банковских рисков и, как следствие, увеличивает величину доходов финансового учреждения;
- Развитие благоприятных и дружеских взаимоотношений с экономическими субъектами, имеющими стабильную и устойчивую позицию на рынке, а также реализующими деятельность в наиболее стремительно развивающихся инвестиционно-привлекательных областях;
- Работа над развитием гибкости, а также оперативности отклика на изменения экономической и политической обстановки.