Модель «Черный ящик». Функциональная модель
Модель «Черный ящик» - это модель системы, которая представляет собой «черный ящик» с известными входными и выходными данными и неизвестным внутренним устройством.
Пример модели «Черного ящика» для ресторана изображен на рисунке ниже.
Рисунок 1. Модель «Черный ящик». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В данном случае выделены следующие входы: клиенты, поставки, персонал. Выходами системы являются готовая продукция, услуги, удовлетворенные посетители. Известно, что под границей системы подразумевается поверхность или линия в некотором пространстве, разделяющая систему и окружающую среду. В рассматриваемом случае границей системы является территория, которая выделена государством для существования и ее полного функционирования. Внешней средой является совокупность всех объектов вне границы системы, изменение свойств которых воздействует на систему, а также объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы. Для системы ресторана внешней средой являются конкуренты и поставщики.
Функциональная модель – это модель, которая предназначена для изучения особенностей функционирования системы и ее назначения во взаимосвязи с внешними и внутренними составляющими.
Функция является существенной характеристикой любой системы, отражающая ее предназначение. Такие модели оперируют с функциональными параметрами, а графическими моделями являются блок-схемы, которые отражают порядок действий, направленных на достижения целей.
Функциональное моделирование – это процесс моделирования функций, которые выполняются рассматриваемой системой посредством создания описательного, структурированного, графического изображения, показывающего что, кем и как делается в рамках функционирования системы.
Для разработки функциональной модели используются разные методологии, например, IDEF. Данная методология легко отражает системные характеристики - управление, исполнители и обратная связь. IDEF модели, которые ориентированы на функцию, называются функциональными моделями. В соответствии с технологией IDEF функциональная модель представляет собой совокупность взаимодействующих описаний с самого верхнего до подробного описания деталей - диаграммы. Основными блоками функциональной модели ресторана являются: «Организовать рабочий процесс», «Выбрать поставщиков», «Сделать закупку продукции», «Распределить товары по назначению», «Обслужить клиентов ресторана». Например, основными функциями в блоке «Обслужить клиентов» будут:
- Принять заказ.
- Выполнить заказ.
- Подать заказ.
- Рассчитать интенсивность потока клиентов.
- Рассчитать производительность труда обслуживающего персонала.
- Проанализировать производительность труда.
Функциональная модель этого блока будет выглядеть следующим образом:
Рисунок 2. Функциональная модель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Моделирование процесса обслуживания клиентов в ресторане
Совокупность действий, которая связана с построением, анализом и прочими операциями, проводимыми моделями, называется моделированием. Его последовательность является итерационной процедурой, предусматривающая и позволяющая осуществлять коррекцию после каждого этапа и вернуться к любому из предыдущих, а после продолжить анализ. Моделирование предоставляет лицам, которые осуществляют коммерческую деятельность, удобный, простой, вспомогательный, эффективный и дешевый инструмент, позволяющий за короткий промежуток времени сделать выбор и сравнить множество вариантов решения и выбрать наилучший.
Система массового обслуживания является основой коммерции, потому что все этапы связаны с обслуживанием. По количеству каналов система массового обслуживания делится на:
- Одноканальные.
- Многоканальные.
Рассмотрим многоканальную систему. В такой системе для обслуживания клиентов открыто минимум два канала. В данном случае предполагается, что клиенты ожидают в общей очереди и обращаются в первый освободившийся канал. Поток заявок подчиняется Пуассоновскому закону, а время обслуживания – Экспоненциальному. Первый пришедший обслуживается первым, все каналы работают в одинаковом темпе. В большинстве случаев для расчета характеристик многоканальной системы массового обслуживания используется специальное программное обеспечение. Основными параметрами для описания системы являются:
- вероятность, что система свободная;
- вероятность, что в системе находятся заявки;
- вероятность того, что заявка окажется в очереди;
- среднее количество занятых каналов;
- среднее число занятых в очереди;
- среднее число занятых в системе;
- время нахождения заявки в системе.