Магистральный трубопровод. Требования к автоматизации
Магистральный трубопровод – это многосоставная конструкция, которая транспортирует сырье из места его добычи до пункта конечного потребления.
Магистральные трубопроводы классифицируются по следующим признакам:
- Давление в системе. Согласно данному признаку трубопроводы делятся на три класса - трубопроводы с давлением от 2,5 до 10 мегапаскаль, трубопроводы с давлением от 1,2 до 2,5 мегапаскаль и трубопроводы с давлением до 1,2 мегапаскаль.
- Температурный режим. Согласно данному признаку трубопроводы делятся на холодные (ниже 0), нормальные (от 1 до 45 градусов) и горячие (до 46 градусов).
- Способ монтажа. Согласно данному признаку трубопроводы делятся на наземные, когда участки труб ставятся на заранее подготовленные опоры; подземные, когда трубы помещают в прорытые в грунте каналы/траншеи, и подводные, когда основные секции фиксируются ниже поверхности воды.
Режимы функционирования и организационная структура систем управления технологическими и вспомогательными объектами, систем технологической связи, функции и объем автоматизации и телемеханизации объектов магистрального трубопровода должны соответствовать действующим директивным документам. Автоматическая система управления технологическим процессом магистрального трубопровода, системы передачи данных, средства учета и контроля транспортируемого материала, подсистем обеспечения информационной безопасности рассматриваются как единый программно-технический комплекс. Составляющие такого комплекса функционируют взаимосвязано, представляя собой защищенную интегрированную систему управления. Поддержание средств и систем управления технологическим процессом, технологической связи и метрологического обеспечения в работоспособном состоянии обеспечиваются производственными отделами, службами, участками и группами автоматической системы управления технологическим процессом, контрольно-измерительными устройствами и приборами, связи, телемеханики, а также метрологического обеспечения.
Автоматизация магистрального трубопровода
Система автоматизации объектов магистрального трубопровода предназначена для контроля, управления и защиты. Она автоматически обеспечивает автономное поддержание заданного режима работы и его изменение в соответствии с командами оператора. Система автоматизации магистральной насосной станции обеспечивает:
- Автоматическую защиту и управление магистральными и подпорными насосными агрегатами.
- Автоматическое регулирование давления.
- Автоматизацию вспомогательных систем.
- Автоматическое пожаротушение.
- Автоматическую защиту магистральной и подпорной насосной.
- Централизацию контроля и управления магистральной и подпорной насосной.
Управление магистральными насосными агрегатами может осуществляться в следующих режимах:
- Автоматический, при котором остановка или пуск агрегата происходит соответствии с программой при получении соответствующей команды от оператора.
- Резервный, при котором осуществляется автоматическое включение агрегата при отключении из-за неисправности одного из работавших агрегатов устройствами защиты работающего.
- Кнопочный, при котором управление каждой составляющей агрегата осуществляется в соответствии с индивидуальными командами от оператора.
- Испытательный, при котором проводится проверка работы схемы управления агрегатом без включения масляного выключателя.
Системой автоматизации подпорных насосных станций обеспечивается централизация контроля и управления, автоматизация вспомогательных систем, автоматическая защита подпорной насосной станцией, автоматическая защита и управление подпорными насосными агрегатами. При централизации контроля и управления предусмотрено: дистанционное управление каждым агрегатом, сигнализация состояния агрегата, дистанционное управление задвижками на коллекторах подпорной насосной станции, автоматическое включение резервного подпорного агрегата.
Система автоматизации вспомогательных сооружений предполагает автоматизацию систем канализации, водоснабжения, теплоснабжения, а также дизельных электростанций. Цель автоматизации вспомогательных систем заключается в своевременном включении и отключении механизмов, а в случае необходимости регулирование соответствующих параметров работы систем с целью обеспечения нормальных условий работы технологического оборудования. Вспомогательные системы общие для всех агрегатов. Они работают при работающих магистральных и подпорных агрегатах, могут включаться и отключаться одной командой одновременно, отключение также может происходить автоматически после остановки всех агрегатов.