Классификация систем автоматической блокировки
Автоматическая блокировка – это система автоматического регулирования интервалов между железнодорожными поездами, которые попутно следуют по перегону.
Системы автоматической блокировки классифицируются по следующим признакам:
- Регулируемое направление движения. Согласно данному признаку системы автоматической блокировки делятся на одностороннюю и двухстороннюю.
- Способ контроля блок-участка. Согласно данному признаку системы автоматической блокировки делятся на системы автоматической блокировки на основе счетчиков осей и рельсовых цепей.
- Способ разграничения железнодорожных поездов на перегоне. Согласно данному признаку системы автоматической блокировки делятся на автоматический системы блокировки с фиксированными границами блок-участков и с изменяемым интервальным разграничением - подвижные блок-участки.
- Используемая элементная база. Согласно данному признаку системы автоматической блокировки делятся на электронную, релейную и систему на основе программно-аппаратных средств.
- Способ размещения оборудования. Согласно данному признаку системы автоматической блокировки делятся на системы с централизованным и децентрализованным размещением оборудования.
Блок-участок – это часть железнодорожного перегона, используемая как самостоятельное средство сигнализации и связи и ограниченная проходными светофорами или станцией и проходным светофором.
Полуавтоматическая блокировка – это система интервального регулирования движения поездов, которая применяется на малодеятельных участках железных дорог.
Существуют следующие сигналы автоматической блокировки:
- Для полуавтоматической блокировки: зеленый - перегон до следующей станции свободен; красный - запрещающий сигнал.
- Для трехзначной автоматической блокировки: зеленый - свободны минимум два блок-участка; желтый - свободен один блок-участок; красный - запрещающий сигнал, блок-участок занят.
- Для четырехзначной автоматической блокировки: зеленый - свободны минимум три блок-участка; желтый и зеленый - свободны два блок-участка; желтый - свободен один блок-участок; красный - запрещающий сигнал.
Принцип действия автоматической блокировки
Автоматическая блокировка является наиболее распространенной системой интервального регулирования движения поездов, которая позволяет отправлять на перегон несколько поездов. В данном случае средством регулирования является совокупность устройств автоматики, состоящая из автоматической локомотивной сигнализации с автостопами и автоблокировки. При использовании автоблокировки перегон делится на несколько блок-участков, на каждом из которых может находиться не более одного поезда. На границах таких участков находятся путевые автоматически действующие светофоры, у каждого из которых в релейном шкафу находится аппаратура сигнализации, централизации и блокировки, управляющая огнями светофора. Показания светофоров связаны между собой и зависят от нахождения или отсутствия на блок-участке поезда. Между собой светофоры связаны кабельными или воздушными цепями.
Для осуществления автоматического воздействия поезда на показания светофоров в пределах блок-участка устраиваются электрические рельсовые цепи, которые контролируют свободность и занятость блок-участка, а также целостность рельсовых нитей в его пределах. При повреждении или занятости рельсовой линии блок-участка светофор, который ограждает его, автоматически закрывается и ограждает возникшее препятствие на пути попутно следующего поезда. Регулирующими средствами при автоматической блокировке являются сигналы путевых светофоров. Аппаратура автоблокировки автоматически осуществляет переключение огней светофоров под воздействием движущегося поезда. Сигнальные показания указывают машинисту координаты впереди идущего поезда:
- Красный - блок-участок занят, за светофором необходимо остановиться.
- Желтый - первый блок-участок свободен, следующий занят; после светофора необходимо снизить скорость, чтобы остановиться у следующего.
- Зеленый огонь: впереди свободны минимум два блок-участка, разрешено движение с установленной скоростью.