Планета Юпитер

Юпитер назван в честь в главы богов в римской мифологии. Функции этого бога сопоставимы с функциями Зевса у древних греков.

Юпитер является самой большой планетой Солнечной системы. Так, по своему диаметру Юпитер превосходит Землю в 11,2 раза, а по своей яркости он уступает только Венере, и это при том, что находится гораздо дальше этой планеты.

Юпитер является газовой планетой – гигантом. Твёрдая поверхность у него отсутствует.

Юпитер был первой планетой, у которой были обнаружены спутники.

Юпитер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Юпитер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности Юпитера

Юпитер превосходит Землю в 318 раз по своей массе. Планета гигант имеет достаточно низкую среднюю плотность равную 1,33 г/см3. Такая плотность является следствием того, что планета состоит почти полностью из водорода и гелия.

Среднее расстояние Юпитера от Солнца составляет 779 миллионов километров. Один оборот орбиты планеты равен 11,8 земным годам. При этом сама планета вращается с большой скоростью, быстрее, чем такие планеты как Земли или Марс. Скорость вращения Юпитера по своей орбите равняется 13 километрам в секунду. Противостояние Земли и Юпитера происходит каждые 399 суток.

Особенностью планеты является её сильная сплюснутость. Так, экваториальный радиус Юпитера на 7% больше полярного.

Сила тяжести на экваторе Юпитера в 2,6 больше силы тяжести на Земле.

На Юпитере не бывает смен времен года.

Отметим, что на планете было обнаружено сильное магнитное поле. На расстоянии 177 тысяч километров от Юпитера находятся радиационные пояса планеты.

След магнитосферы планеты гиганта был зафиксирован даже за пределами другой планеты – гиганта Сатурна.

«Планета Юпитер» 👇

Состав планеты

Юпитер состоит в основном из двух газов:

• водорода,
  • гелия.

Эти газы составляют по объему соотношение 89 % и 11 %, а по массе — 80 % и 20 % соответственно.

Поверхность, которую исследователи могут наблюдать на Юпитере, представляет собою плотные облака, которые составляют систему темных поясов и светлых зон к северу и югу от экватора.

В результате на Юпитере мы можем наблюдать различные по цвету и его оттенкам слои. Такие разные оттенки коричневого, голубого и красного объясняются имеющимися на планете различными химическими соединениями.

Предполагается, что в верхний слой представляет собою перистые облака, состоящие из аммиака. Ниже таких облаков находятся смеси водорода, метана, а также замерзших кристаллов аммиака.

Отмечается, что периоды вращения таких облачных слоёв является различным и неодинаковым.

Атмосфера Юпитера

Протяженность атмосферы Юпитера составляет 1500 километров. При этом плотность атмосферы возрастает с глубиной.

Облачный покров Юпитера находится на высоте около 1000 километров над самой поверхностью планеты. Однако, стоит сказать, что понятие поверхность в отношении Юпитера условное. Поскольку газообразное состояние вещества на большой глубине меняется на жидкое из –за высокого давления.

Внешний облачный покров имеет температуру около -130 °С.

Согласно расчетам у Юпитера должно быть внутреннее плотное металлосиликатное ядро, имеющее диаметр около 25 тысяч километров, при этом температура в его центре должна составлять порядка 23 тысяч градусов Кельвина.

Наиболее известной чертой облика Юпитера является Большое Красное Пятно, которое можно наблюдать в атмосфере планеты-гиганта. Это пятно представляет собой образование, имеющее овальную форму и меняющее размеры. Расположено это пятно в южной тропической зоне Юпитера. Это явление, как считается, представляет собою атмосферный вихрь, который является самым большим в Солнечной системе.

Большое Красное Пятно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Большое Красное Пятно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Спутники

Юпитер обладает множество спутников. В 2017 году американскими астрономами было открыто ещё 12 лун, спутников Юпитера. Так, количество лун планеты гиганта увеличилось до 79.

Спутники Юпитера разделяют на внутренние и внешние.

Рассмотрим, в частности, спутники которые имеют размеры близкие к параметрам нашей земной Луны. К таким спутникам относятся:

• Ио,
  • Европа,
  • Ганимед,
  • Каллисто.

Эти спутники были открыты в начале XVII века. Они носят общее название галилеевы спутники, поскольку были открыты Галилео Галилеем, знаменитым итальянским ученым астрономом:

Ио является самым близким к Юпитеру из четырех галилеевых спутников. Также Ио является четвертым по величине спутником в Солнечной системе. Спутник назван в честь дочери древнегреческого царя и божества из мифов древней Эллады.

Кроме того, Ио является наиболее геологически активным астрономическим объектом в Солнечной системе. На нём имеется более 400 вулканов, которые продолжают вести вулканическую деятельность. Вследствие извержения вулканов происходит выделение сернистого газа и паров серы со скоростью около 1 км/с на высоту в сотни километров над поверхностью Ио.

В конце 2017 года миссия спутника «Juno» обнаружила новый вулкан на Ио вблизи южного полюса спутника.

Европа – названа в честь мифологической дочери финикийского царя, которую в своё время похитил в облике быка Зевс, глава пантеона богов в Древней Греции.

Поверхность спутника представляет собою сеть светлых и темных линий, которые, судя по всему, являются трещинами в ледяной коре. Эти трещины видимо образовались в результате активных тектонических процессов на спутнике.

Ширина таких трещин может различаться от нескольких километров до нескольких тысяч километров.

Подо льдом Европы существует океан воды, который питается энергией исходящей из недр спутника. Считается, что в согреваемом энергией океане возможно существование простейших форм жизни.

Ганимед – спутник назван в честь мифологического троянского царевича. Является самым крупным спутником Юпитера. Диаметр Ганимеда равен 5268 километрам. Масса Ганимеда составляет 45% массы Меркурия. Однако, для спутников такая масса является рекордно большой. Так, Ганимед превосходит по массе нашу земную Луну в 2,02 раза.

Ганимед состоит из силикатных пород и водяного льда примерно в равных количествах. Считается, что Ганимед обладает жидким ядром богатым железом. Есть предположения, что на глубине около 200 километров на Ганимеде существует океан, состоящий из жидкой воды.

Ландшафт Ганимеда представляет собою два типа: область, которая покрыта кратерами от ударов небесных тел, и область, которую представляют молодые борозды и хребты.

Ганимед является единственным спутником в Солнечной системе, который обладает собственной магнитосферой.

Каллисто - является третьим по величине спутником в нашей Солнечной системе. Этот спутник опережает лишь Ганимед и Титан. Открыта Каллисто была в 1610 году итальянским знаменитым учёным Галилео Галилеем. Спутник носит имя героя мифологии Древней Греции Каллисто, которая была любовницей главного бога Зевса.

Дата последнего обновления статьи: 08.10.2023