Звуковой ландшафт
Под звуковым ландшафтом понимается система звуковых элементов, которая формируется в окружающей среде. Звуковой ландшафт состоит как из природных звуков, так и из звуков, создаваемых людьми, приборами. Так звуковой ландшафт становится частью культурного ландшафта.
Звуковой ландшафт воспринимается субъективно, и впечатления зависят от слушателя. Термин «звуковой ландшафт» был предложен Р. Шафером, композитором из Канады. Его работы посвящены формированию культуры слуха.
По типу звуковые ландшафты он делит на два типа:
- hi-fi, такой типа ландшафта позволяет улавливать звук, который территориально находятся далеко;
- lo-fi, такой тип ландшафта характеризуется высокой плотностью популяции звуков.
Его работы нашли широкий отклик. В частности, были восстановлены некоторые звуковые ландшафты в электронной версии.
Разработки Щафера легли в основу целого направления, которое называется экоакустика. Она возникла в конце шестидесятых. В первую очередь исследовали сфокусировались на описании звукового ландшафта Ванкувера, но позже они расширили географию объектов исследования.
Рисунок 1. Звуковой ландшафт по Шаферу делится на два типа, hi-fi и lo-fi. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Экоакустика
В область исследования экоакустики входят отношения между звуками и человеком, которые складываются в определенной среде. Для любого пространства характерна своя комбинация звуков, и они в свою очередь влияют на эмоциональное состояние человека.
Сегодня нормативная документация по шуму включает три основных документа:
- СанПиН 2.1.3.1002-00, в котором описаны санитарные и гигиенические требования в жилым зданиям.
- СН 2.2.4/2.1.8.562-96, в котором описаны требования по уровню шума на рабочих местах.
- ФЗ 52, в котором говорится о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В помещении и на улице экоакустика зависит от звукоизоляционных материалов, материалов стен и наличия шумозащитных экранов.
Для уменьшения шумового воздействия от железных и автомобильных дорог часто применяются шумозащитные экраны. Экран по форме может быть криволинейным, криволинейным угловым, фигурным или прямым.
Шумозащитный экран – это конструкция, состоящая из пластин, которая устанавливается для снижения уровня шума.
Также применяются конструкции со светопрозрачным заполнением. Шумозащитные экраны обычно изготавливаются из монолитного поликарбоната. Для звукопоглощения применяются также многослойное стекло.
По характеру работы экраны делятся на звукопоглощающие, звукоотражающие, комбинированные и ударопрочные.
Светопроницаемость экрана зависит от условий работы и местности. Экраны бывают прозрачные, тонированные, непрозрачные и с прозрачными вставками. Последний вариант является самым распространенным.
К недостаткам шумозащитных экранов относится иллюзия ограниченности пространства, которая создается у водителей. Попадая а огороженный с двух сторон участок дороги они могут испытывать дезориентацию из-за отсутствия визуальной связи с окружающим миром. Также шумозащитные экраны уменьшают освещенность дороги и местами ограничивают обзор, светопрозрачные экраны могут искажать цвет.
Минус ом таких экранов специалисты называют и высокую стоимость, в среднем один их квадратный метр стоит от 6 до 20 тысяч рублей.
Также стоить учитывать, что ограждающие панели лишь перенаправляют звук, что может привести к оглушению птиц, повышению вибрации воздуха над дорожным покрытием.
При выборе мест размещения экранов учитывают условия местности, минимальная высота экрана составляет 4 метра. По длине экран должен превышать участок на 5 метров с обеих сторон.
Также стоит отметить и влияние экранов на восприятие городской среды. Серые и часто весьма грязные экраны защищают от звукового шума, но создают агрессивное визуальное поле, состоящее из повторяющихся одинаковых элементов.
Индивидуальный дизайн экрана, который позволил бы органично вписать его в окружающий контекст, лишь увеличивает и без того немалую стоимость. Но в некоторых ситуациях это скорее неизбежность. Урбанизированные территории продолжают свой рост и часто жилье граничит с когда-то загородными трассами и железными дорогами. Звуковой комфорт жителей не должен быть ущемлен в погоне за квадратными метрами.