Жюль Ардуэн-Мансар
Жюль Ардуэн-Мансар (1646 – 1708) – это известный французский архитектор, он занимал должность придворного архитектора Людовика XIV, являлся внучатым племянником знаменитого Франсуа Мансара.
Градостроитель и архитектор Жюль Ардуэн родился в Париже в 1646 году. Учился архитектуре у своего двоюродного деда Франсуа Мансара и впоследствии присоединил его фамилию к своей.
Карьеру самостоятельного архитектора Мансар начал с проекта дворца де Кланьи для мадам де Монтеспан. Данный проект был замечен при королевском дворе, что помогло молодому зодчему быстро пойти вверх по карьерной лестнице.
Рисунок 1. Большой Трианон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Людовик XIV в 1675 году издал указ о назначении Ардуэна-Мансара придворным архитектором. Первым заказом специалиста стал проект замка Сен-Жермен. В 1678 года Ардуэн-Мансар стал руководителем строительства Версальского дворца – основной резиденции французских королей, а также строительством королевской капеллы. Мансар также занимался такими проектами, как дворец Большой Трианон, боковыми секциями королевского дворца и отделкой его интерьеров (в т.ч. Зеркальной галереи с залами Войны и Мира).
В творчестве Жюль Ардуэна-Мансара архитектура классицизма достигает своего расцвета и приобретает величавый и торжественный характер, что ярко отражается в парижских проектах зодчего:
- соборе Дома инвалидов;
- площади Побед;
- Вандомской площади.
При строительстве последней площади был выработан широко распространенный впоследствии тип фасадов с арками на цокольном этаже, пилястрами в несколько ярусов и мансардным этажом под высокой крутой кровлей.
Рисунок 2. Дом инвалидов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
До конца своей жизни Жюль Ардуэн-Мансар был любимым архитектором короля Людовика XIV. В 1685 году зодчий стал первым королевским архитектором, а в 1699 году – главным смотрителем королевских строительных проектов. Умер Жюль Ардуэн-Мансар в Марли, недалеко от Парижа в 1708 году.
В честь Ардуэна-Мансара был назван один из кратеров планеты Меркурий.
Большой Трианон
Данный дворец располагается во Франции на территории Версальского парка, сооружение, строительство которого король Людовик XIV поручил в 1687 году Ардуэну-Мансару.
Отделка стен дворца была выполнена розовым мрамором, откуда изначально и пошло его название – «Мраморный Трианон». В этом названии подчеркивалось различие с более ранним дворцовым павильоном – «Фарфоровым Трианоном», который располагался на этом месте с 1670 по 1687 гг.
В дворцово-парковый ансамбль «Большой Трианон» входил большой двор и садово-парковый ансамбль с водоемами. При въезде в парк перед зрителем открывался шикарный вид на большой двор, курдонёр, который окружался комплексом зданий, состоящим из двух корпусов, объединенных крытой галереей с колоннами. Задний фасад дворца выходил на регулярный парк с бассейнами.
Надо сказать, что начало возведения Большого Трианона ознаменовало собой появление принципиально нового типа сооружений («maison de plaisance»). Подобные здания служили местом, где король мог в силу большого объема здания отдохнуть от строгостей дворцовых обычаев в кругу только самых близких подчиненных. В разные периоды времени дворец Большого Трианона являлся местом жительства или резиденцией для членов королевских семей из разных стран.
Дворцово-парковый ансамбль Большой Трианон в совокупности с Версальским дворцом и прилегающими территориями относится к национальным историческим памятникам Франции. В 1979 году его внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни садово-парковый ансамбль и сам дворец открыты для посещения туристов и являются частью «Национального музея замка Версаль и Трианон».
Дом инвалидов
Строительство данного архитектурного памятника началось по приказу Людовика XIV в 1670-м году. Комплекс сооружений задумывался как дом для содержания ветеранов войн. Примечательно, что на сегодняшний день он всё так же принимает инвалидов, помимо этого внутри располагаются несколько музеев, а также некрополь военных.
От набережной реки Сены к Дому инвалидов ведет Эспланда инвалидов (большая площадь, созданная в начале XVIII века архитектором Робертом де Котом). Благодаря Эспланде открывается великолепный вид на протяженный фасад Дома инвалидов и Собор Дома инвалидов (строительство последнего курировал Жюль Ардуэн-Мансар).
Фасад собора сочетал в себе квадрат и круг и выполнен по законам симметрии, характерным для архитектуры классицизма. Центральная часть фасада здания выступает и выделяется дорическими колоннами первого яруса и коринфскими колоннами второго яруса. Портик-фронтон также подчеркивает величие выделенной части собора, в качестве декора использовались статуи Людовика IX Святого и Карла Великого.
Колоннада двойного ордера завершается высоким барабаном в окружении парных колонн первого этажа и большими оконными проемами на втором. Отсюда начинает расти купол, поддерживаемый консольными балками. Диаметр этой конструкции – 27 метров. Купол украшается декоративными деталями из военных трофеев. Купольный барабан имеет два ряда оконных проемов, а само здание завершается купольным фонарем со шпилем. Высота собора – 107 метров.
Примененная конструкция купола создает серьёзную проблему для освещения декоративной росписи, для решения которой архитектор Жюль Ардуэн-Мансар использовал вспомогательную конструктивную систему, состоящую из дополнительного купола, которая вкладывалась в основной. Внутренний купол освещался нижними окнами, в его центре было предусмотрено отверстие, через которое была видна центральная часть купольной конструкции. На этот фрагмент купола свет падал из невидимого изнутри второго ряда окон.