Жак Лемерсье
Жак Лемерсье (1585 – 1654) – это первый королевский архитектор при дворе Людовика XIII. Мастер умело сочетал в своем творчестве основные принципы барокко и классицизма.
Жак Лемерсье принадлежал к семье архитекторов и мастеров каменной кладки, известной в Иль-де-Франс. Его дед Пьер Ле Мерсье и отец Николай Ле Мерьсе курировали строительство в Понтуазе.
Рисунок 1. Версальский дворец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После длительного обучения архитектурному делу в Риме (период правления Генриха IV) Лемерсье пользовался протекцией Марии Медичи и кардинала Ришельё. В этот период Жак Лемерсье стал придворным архитектором Людовика XIII.
Помимо основной творческой деятельности проявлял себя также как умелый декоратор, градостроитель и садовый архитектор.
Наиболее известными работами Лемерсье можно назвать:
- Университетскую капеллу в Париже;
- Павильон с часами в Лувре;
- Молельню в Лувре;
- Фасад церкви св. Петра и Павла.
Творчество архитектора
Жак Лемерсье познакомил Париж с некоторыми особенностями риской архитектуры в начале XVII века. Первоначально Лемерсье, как уже отмечалось выше, побывал в Риме (период между 1607 и 1614 гг.), где, вероятно, учился у Розато Розати, чье творчество послужило примером для религиозных сооружений Лемерьсе (например, церкви Сорбонны в Париже).
После возвращения в родной Понтуаз он достроил церковь Л’Ораторие, которая была начата архитектором С. Метезе, и был признан одним из лучших мастеров классицизма во Франции. Этим он привлек внимание Ришелье и вскоре стал королевским архитектором Людовика XIII.
Для покровительствовавшего кардинала Лемерсье построил Палас-Кардиналь в Париже (его впоследствии переименовали в Пале-Рояль). Амфитеатр этого сооружения был одной из первых французских театральных конструкций. Помимо этого, для Ришелье архитектор построил церковь Сорбонны. Считается, что данная церковь является первым французским зданием с куполом, размещенным на самом высоком цилиндре. Следует заметить, что главная часовня Сорбонны не отсылает к новейшим итальянским тенденциям в архитектуре, но ее западный фасад безусловно представлял собой один из максимально «римских» памятников Парижа.
В конструкции часовни Сорбонны Жак Лемерсье осуществил централизацию продольного пространства с использованием симметричного плана. Благодаря этому у архитектора получилось разместить трансепт в самом центре нефа. Второй вход часовни создает план, выстроенный вокруг двух взаимно перпендикулярных осей (такая структура частично объясняется необходимостью сделать два выхода из помещения). Несмотря на это, Лемерсье подчеркнул центрированный характер здания, поместив купол в самой середине архитектурного ансамбля.
Самым амбициозным проектом Лемерсье является конструкция шато (замка) и комплекса вспомогательных построек близ Ришелье в Индр-ет-Луар (в настоящее время он практически разрушен).
Рисунок 2. Церковь Сорбонны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С 1624 года Жак Лемерсье назначен главным куратором строительства Лувра, которое было начато еще за 50 лет до этого архитектором Пьером Леско. Лемерсье стремился расширить старый луврский двор (ныне Кур-Карре), и с этой целью начал возведение павильона Л’Хорлог (ныне павильон Часов), а также примыкающие корпуса с северной стороны. Он вдвое удлинил западное крыло здания, которое было создано еще до его участия в проекте, а также сохранил систему членений и архитектурно-пластического убранства фасадных конструкций.
Единственной новой темой Лемерсье был центральный ризалит западного фасада Лувра. Он был решен в виде башенной конструкции (башня часов). В верхней части этой конструкции архитектор был весьма самостоятелен, что, несомненно, сказалось на стиле – отчетливом барокко («вставленные» друг в друга фронтоны и прочие декоративные элементы). Богатый орнамент и комплексные пропорции павильона Часов делают его одним из выдающихся зданий своей эпохи.
Еще одной важнейшей работой Жака Лемерьсе является возведение королевской охотничьей резиденции под Парижем (Версальский дворец). Следует отметить, что строительный процесс был лишь началом (первым этапом) возведения грандиозной королевской резиденции, проектированием которой занимались и другие архитекторы. В 20-30-е годы XVII века здесь возникла небольшая охотничья дворцовая постройка из кирпича, каменных блоков и кровельного сланца с П-образным планом.
Дворцовые фасады вышеупомянутого дворца были обработаны органичным сочетанием мрамора и красного кирпича с многочисленными декоративными вставками. Двор замка был назван Мраморным двором (Кур де марбр).
В 1646 году Жак Лемерьсе взялся за проект завершения строительства монастыря, начатого еще Франсуа Мансаром Валь-де Грас (Париж). Внешняя сторона итальянского купола, добавленная архитектором, сразу бросается в глаза. Эту часть сооружения можно смело назвать мастерским произведением французского классицизма.
Умер Лемерсье вскоре после начала строительства церкви Сен-Рок в 1654 году. Примечательно, что именно эта церковь стала одним из основных парижских религиозных сооружений начала XVIII века.
Церковь Сорбонны
Как уже отмечалось выше, церковь Сорбонны Лемерсье построил для кардинала Ришелье. Здание является первой французской церковью, которую венчает купол на высоком цилиндре, возвышающимся в самом центре архитектурного ансамбля.
Двухъярусный фасад здания был построен в лучших традициях римской архитектуры барокко и французского классицизма. Портал с мощными колоннами коринфского ордера плавно переходит в верхний ярус сооружения, который обрамлен коринфскими же пилястрами. Лемерьсе в конструкции церкви Сорбонны достиг централизованного продольного пространства, благодаря чему стык трансепта – поперечного нефа расположился в самом центре здания.