Жак Франсуа Блондель
Жак Франсуа Блондель (1705 – 1774) – французский архитектор и теоретик искусства, внук архитектора Франсуа Блонделя.
Жак Франсуа Блондель внес большой вклад в развитие французской архитектуры. Он предложил внедрение теории Кордемуа, а также великих замыслов архитектора Суффло в академические французские традиции.
Рисунок 1. Жак Франсуа Блондель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 1743 году Блондель открыл собственную школу искусств, где обучали преимущественно архитектуре. Эта школа была первым подобным заведением. Среди учеников Блонделя с 1743 по 1754 гг был шотландский архитектор Уильям Чеймберс, автор Соммерсет-хауса для Королевской академии искусств, французский архитектор Ришар Мик, автор нескольких зданий в Версале, голландский зодчий Питер де Сварт, а также немец Критиан Вайнлинг. Жак Франсуа Блондель стал наставником для так называемого «поколения мечтательных архитекторов». К нему также относят таких специалистов, как:
- Этьен Луи Булле;
- Жак Гондуэн;
- Пьер Патт;
- Мари Жозеф Пейр;
- Жан Батист Рондель.
В начале своей карьеры Жак Франсуа Блондель работал в стиле рококо, но впоследствии полностью от него отказался. В 1738 году был выпущен его труд под названием «О проектировании имений и внутренней отделке зданий в целом». В этом издании Блондель пропагандировал стиль, который остался идеалом на весь период Просвещения.
Блондель излагал основные принципы композиции, а также тип и характер конструктивных составляющих в книге «Курс архитектуры», издававшейся с 1750 по 1770 гг. Представления Блонделя об идеально спроектированном религиозном сооружении изложены во втором томе этого курса. Считается, что при его написании автор руководствовался формами церкви Святой Женевьевы. Данный проект отражал великолепие и простоту, которыми стремились выделиться многие архитекторы.
Среди проектов зданий, разработанных Блонделем в 30-е годы XVIII века наиболее примечательны: оранжерея близ Флоренции, террасы замка под Бретанью и его собственная усадьба в Безансоне.
Блондель как теоретик
Свое образование Жак Франсуа Блондель получил у дяди, уроженца Руана, занимавшего один из ключевых постов королевской архитектурной службы. Творческую деятельность Блондель начал как гравёр. С 1727 года он сотрудничал с несколькими издательствами и выпускал альбомы с планами различных зданий.
Лишь в 1743 году Жак Франсуа Блондель нашел свое настоящие призвание – он начал преподавать. Как уже отмечалось выше, Блондель основал школу искусств нового для того времени типа. В одном курсе здесь сочеталось несколько дисциплин, необходимых для получения образования архитектора. В школе преподавали большое количество дисциплин: от математики до теории фортификации.
С целью популяризации архитектурной деятельности Жак Франсуа Блондель разработал курс публичных лекций. Главной идеей Блонделя была передача мыслей и знаний другим людям. Он был прирожденным педагогом и учителем.
Благодаря военным достижениям Людовика XIV границы Франции были значительно сдвинуты на север и восток. В этой связи такие города, как Мец и Страсбург приобрели особое значение – они стали своеобразными «въездными воротами» во Францию. После присоединения территорий возникла необходимость создать на востоке государства «парадный фасад», который бы показывал величие монарха.
В середине XVIII века на новых территориях развернулось грандиозное строительство. В 1761 году Жак Франсуа Блондель прибыл в Мец и отрицательно отозвался о строительных работах. Задуманную планировку архитектор назвал непригодной, поскольку она не создавала единого ансамбля города.
В результате строительства под руководством Блонделя, продолжавшегося с 1761 по 1771 года был полностью завершен ансамбль площади Оружия, построено несколько зданий Ратуши и галерея рядом с собором.
Блондель отвергал обе крайности в отношении к историческому и архитектурному наследию: не допускалось как некритическое подражание, так и «полная независимость». Он считал, что независимость нового искусства от прошлых достижений еще более опасно, нежели чем слепое подражание. Таким образом архитектор подтверждал и допускал существование переходных форм в архитектуре. Различного рода «стилизация» становится в данном случае «перетягиванием» через промежуточные стадии стиля, искусственным его искажением. По мнению Блонделя, любой специалист, допускающий стилизацию, воспринимает архитектурный стиль как нечто обособленное и прерывистое, а не как переменную фазу исторического процесса.
Современники считали ансамбль центра города Меца примером для выправления и реконструкции других городов. Оценка всех проектов Блонделя в XVIII веке считалась высокой, поскольку все они неизменно утверждались королем. К сожалению, столь значительные заказы были большой редкостью и в большинстве случаев оставались только на бумаге.
Можно сказать, что градостроительный проект Меца был единственным из крупнейших замыслов архитектора, осуществленных в натуре. Однако, здесь был задействован весь потенциал Блонделя, показано своеобразие его архитектурного дарования.
В последние годы своей жизни Жак Франсуа Блондель решил опубликовать все свои лекции начиная с 50-х годов XVIII века. Весьма обширный «Курс архитектуры» стал заключительным трудом его жизни. Он включал в себя опыт более чем двадцати лет преподавания и научных поисков. Иллюстрациями к этому сборнику послужили некоторые неосуществленные проекты Блонделя.
В 1774 году смерть прервала работу Жака Франсуа Блонделя, и некоторые труды были завершены его единомышленником, архитектором Пьером Паттом.