Сущность классицизма
Классицизм – это архитектурный стиль, в основе которого лежат идеи античности. Главная его черта – обращение к формам античного зодчества как к эталону красоты и гармонии.
Основой архитектурного языка классицизма стала ордерная система, ставшая близкой к древнегреческим и древнеримским ордерам. Для классицизма характерны осесимметричные фасады и симметрия композиции в целом, сдержанность декоративного убранства, регулярность планировки и т.д.
Архитектурные принципы классицизма были сформулированы в период Возрождения великим архитектором Андреа Палладио и его последователем Винченцо Скамоцци. Все основные принципы античного храмового зодчества были абсолютизированы настолько, что их применяли даже при строительстве некоторых частных жилых сооружений (например, Вилла Капра). Английский архитектор Иниго Джон перенес палладинство на север Европы, где местные архитекторы придерживались данных традиций вплоть до середины XVIII века.
К этому времени аристократия Европы перенасытилась «взбитыми сливками» архитектуры барокко и рококо. Барокко, сформированное римскими зодчими Борромини и Бернини, истончилось в рококо (в большей мере камерный стиль, делающий акцент на внутренней отделке и декоративно-прикладном искусстве). Однако, для решения крупных градостроительных задач данную эстетику было применить нельзя. В период правления Людовика XV (1715 – 1774) во Франции начали возводить градостроительные ансамбли в «древнеримском стиле» (например, площадь Согласия и церковь Сен-Сюльпис). А чуть позднее, при Людовике XVI (1774 – 1792), классицизм становится уже основным направлением в архитектуре государства.
Рисунок 1. Архитектура классицизма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что касается интерьеров, то наиболее значительные из них были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся из путешествия по Италии в 1758 году. Большое впечатление на архитектора произвели архитектурные достижения Джованни Пиранези. Адам трактовал классицизм как изысканный стиль для оформления интерьеров ничуть не уступающий рококо. Это снискало ему популярность не только среди демократически настроенных слоев общества, но и среди аристократов. Как и другие французские архитекторы Адам стремился к отказу от деталей, лишенных конструктивной функции.
Французский архитектор Жак-Жермен Суффло при строительстве церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма обустраивать большие городские пространства. В России в том же направлении продвигался архитектор Василий Баженов.
Архитекторы Франции при Наполеоне черпали вдохновение в образах воинской славы, которые оставил им имперский Рим (например, колонна Траяна и Триумфальная арка Септимия Севера). По приказу императора эти символы были перенесены в столицу в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Что касается памятников воинских достижений эпохи наполеоновских войн, более правильно применять термин «имперский стиль» - ампир. В России к памятникам ампира можно отнести творения таких архитекторов, как:
- Карл Росси;
- Андрей Воронихин;
- Андреян Захаров.
В Британии эпохе ампира соответствует так называемый «регентский стиль», крупнейшим представителем которого является Джон Нэш.
Надо сказать, что основные принципы классицизма положительно сказались на градостроительные проекты в Европе, а также на правила упорядочивания городской застройки в масштабах целых городов. В России большинство губернских и уездных городов того времени было перепланировано в соответствии с основными принципами классицизма. Благодаря безукоризненному следованию этим положениям в музей классицизма под открытым небом превратились такие города, как:
- Санкт-Петербург;
- Хельсинки;
- Варшава;
- Эдинбург.
После наполеоновских войн классицизму пришлось уживаться с эклектикой, имеющей романтический окрас. Здесь отмечается возвращение интереса к готической архитектуре. Интерес к древнеримской архитектуре временно заменяется на следование древнегреческим канонам («неогрек»). Чистота французского классицизма в этот период разбавляется свободными заимствованиями из архитектуры Возрождения и барокко.
Появление классицизма
Возникновение архитектуры классицизма тесно связано с Италией, которая в определенный момент стала центром идейных изысканий в сфере архитектуры. Именно в Италии, а главным образом в Риме, были сконцентрированы основные памятники античного зодчества, которые на протяжении многих столетий оказывали влияние на архитекторов.
Однако, было бы неправильно рассматривать итальянские достижения изолированно от других стран Европы. В этот период (середина XVIII века) во многих европейских странах наблюдалось усиление элементов капитализма в экономике, а соответственно и укрепление буржуазного слоя в политической жизни. Укрепляющаяся буржуазия стремилась к борьбе с устоявшейся идеологией. Идейной основой буржуазии была философия просвещения. Это совпало с поисками нового стиля в искусстве, который должен был отразить цели и идеалы «нового» общества.
Буржуазный класс создавал свою культуру, опираясь на прошлое. Он использовал достижения своих предков. Формы античного зодчества в большей мере соответствовали представлениям буржуазии о новой архитектуре. Древняя архитектура и искусство в целом стали предметом для изучения, заимствования и подражания. Увеличивающийся интерес ко всему античному спровоцировал отход от барокко.
Изучение и освоение античных канонов в архитектуре проходило «по второму кругу»: первый был связан с архитектурой Возрождения – временем, когда пробудилось буржуазное самосознание. В эти времена люди боролись со средневековыми представлениями о мире.