Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Погребальные сооружения Древнего Рима

Погребальные сооружения Древнего Рима были расположены за пределами городских стен, они находились по обеим сторонам дорог, что сходились в Рим, особенно вдоль Аппиевой дороги. От республиканского периода и до наших дней их дошло сравнительно мало.

Мавзолей Адриана. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Мавзолей Адриана. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности римской погребальной архитектуры

Гробницы и мавзолеи – это наиболее интересные погребальные сооружения императорского периода, что были в Древнем Риме. В большинстве случаев они являлись постройками частного характера, им присуща свобода архитектурных решений, в отличие от общественных зданий. Это обусловило разнообразие приемов и композиций, которые были сформированы в погребальных сооружениях I-IV столетия нашей эры и использовались в римской архитектуре. Количественно им принадлежал большой процент построек в римском городе.

Гробницы изначально были вынесены за черту города, однако, с расширением городской территории они вошли в него и значительно изменили внешний облик многих районов. Это можно сказать не только об императорских мавзолеях Адриана и Августа, но и более скромных погребальных сооружениях. В III-IV столетии в Риме это стало очень заметным, особенно когда городские границы расширились и разветвленная сеть колумбариев, мавзолеев и мелких гробниц навсегда вплелись в архитектуру городской застройки, приблизив город мертвых к городу живых.

Городская среда Древнего Рима. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Городская среда Древнего Рима. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Тогда распространенным оставался тип погребального сооружения, который исходит из традиционной формы тумулуса. Гробницы данного типа отошли от своего родоначальника – кургана, который был окружен каменной крепидой, и трансформировались в настоящие архитектурные сооружения. Многие из них сохранили связь с землей и в своем внутреннем строении, а некоторые и во внешнем облике продолжали повторять черты тумулуса. Подобные дорогостоящие постройки доступны были лишь состоятельным кругам римского населения.

«Погребальные сооружения Древнего Рима» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Желание владельца выделиться из толпы и его личный вкус проявлялись при возведении погребальных сооружений достаточно сильно. Это привело к тому, что в рамках одного типа сооружений встречаются интересные и оригинальные экземпляры.

Эволюция погребальных сооружений Древнего Рима

В последние десятилетия первого столетия происходило усложнение плана мавзолеев-тумулусов, что было связано со стремлением увеличить полезную внутреннюю площадь и уменьшить пространство земляного заполнения. Внешний объем также усложняется со временем.

Мавзолей Мунация Планка в Гаэте. Фасад (реконструкция). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Мавзолей Мунация Планка в Гаэте. Фасад (реконструкция). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В мавзолее Мунация Планка диаметр достигал 30 метров. Вместо одной центральной камеры было расположено четыре прямоугольных, что размещались крестообразно и входили в кольцевую галерею. Как видно по рисунку, галерея была совмещена со входом. Интерьер этого и других мавзолеев Древнего Рима вентилировался и освещался при помощи наклонных световых каналов, которые пронизывали толщу помещения. Центральный мавзолей снаружи был облицован травертином с рустикой на среднем уровне и завершался антаблементом с дорическим фризом. Множество надгробных алтарей, что располагались над карнизом, были окаймлены подножием венчающего конуса.

Мавзолей Плавтиев совместил в себе крестообразное пространство с широким обходом в форме кольца. Рукава погребальной зоны перекрывались цилиндрическими сводами, а средокрестие было перекрыто сомкнутым сводом. Тут заметно увеличивается не только площадь, но и кольцевой обход. Он превратился в широкую галерею, пространство которой расширилось при помощи прямоугольных ниш. Вход был предварен тамбуром с полуколоннами и специальной посвятительной надписью.

Со временем во всех мавзолеях тумулусного типа намечается изменение: широкие приземистые объемы замещаются компактными сооружениями, что выстраиваются в высоту. Тело мавзолея из цилиндрической формы превращается в квадратный постамент.

Замечание 2

Переход гробниц от круглого основания в квадратному связано с необходимостью ориентации по фронту дороги, вдоль которой погребальное сооружение было расположено.

Эволюция погребальных сооружений была вызвана множеством причин. Раньше погребальный культ у римлян нуждался в сохранении памяти об усопшем человеке, однако это было индивидуальным решением каждой семьи. Социальный и экономический прогресс к концу республиканского периода повысил самосознание римского гражданина, а также его роль в обществе. Все это привело к стремлению обеспеченного слоя населения увековечь себя и свою деятельность при помощи погребальных сооружений. Это желание было подкреплено и с юридической точки зрения рядом законов о гражданской собственности и неприкосновенности гробниц. По причине этого возникает ряд погребальных сооружений, что отличились неповторимой архитектурой.

Рим. Мавзолей Цецилии Метеллы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 4. Рим. Мавзолей Цецилии Метеллы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Самые знаменитые погребальные сооружения Древнего Рима

Мавзолей Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге. Это один из самых знаменитых памятников римского погребального зодчества. Мавзолей в изначальном виде был схож с тулумусом. Его цилиндрическая часть была выставлена на квадратное основание и венчалась высоким конусом. Вход в мавзолей был сбоку. Сводчатый коридор вел в камеру, что была облицована кирпичом. Строгость и простота геометрической формы мавзолея хорошо соответствует сдержанной торжественности архитектурного образа данного погребального сооружения. Монолитное круглое здание усилено блоками травертиновой облицовки, что доведены до единого размера декоративными бороздками рустики. Узор и легкий фриз из гирлянд смягчают суровость мавзолея, что украшен рельефным рисунком воинского трофея. Мавзолей Цецилии Метеллы – это классическое произведение древнеримской архитектуры.

Мавзолей Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге

Рисунок 5. Мавзолей Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге

Гробница Присциллы на Аппиевой дороге. Архитектурная выразительность данного погребального сооружения достигнута при помощи иного приема: не акцентирование, а расчленение его круглой формы. Массивная масса цилиндра разбита 12-ю нишами с символическими изображениями усопшего и божественными статуями. Статуи зрительно обогащали пластику поверхности мавзолея, которая остро ощущалась по сравнению с гладкой плоскостью его основания.

<a href=Катакомбы Присциллы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 6. Катакомбы Присциллы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Гробница булочника Эврисака. В данном погребальном сооружении была сделана попытка прославить ремесло покойного при помощи архитектурных элементов и приемов. Основание гробницы состоит из столбов, которые чередуются с мощными цилиндрами и опираются на туфовый подий. Средняя часть погребального сооружения отделяется посвятительной надписью, которая обходит здание по всему периметру. Фасады расчленены плоскими обрамлениями и круглыми отверстиями – в каждом ряду расположено по три. Цилиндры олицетворяют форму чанов, в которых замешивается тесто, а круглые участки фасадов – это края сосудов для зерна или же жерла печи. Рельефный фриз отображает различные этапы изготовления хлеба. На одном из фасадов расположены изображение булочника и его жены. Благодаря смелому разнообразию архитектурных форм и свободной трактовке ордера, гробница Эврисака единственная такая в своем роде. Яркая тектоника сооружения, эффект сопоставления рельефных и гладких поверхностей, утонченность и ощущение меры в использовании декора говорит о высоком мастерстве зодчего.

Гробница булочника Эврисака. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 7. Гробница булочника Эврисака. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Мавзолей претора Гая Цестия. Римский мавзолей был трактован в форме египетской пирамиды. Сооружение поставлено на бетонное основание, которое облицовано травертином. Пирамида с мраморными белыми гранями поднимается на высоту 36 метров. Ее простой и в то же время строгий силуэт производит ощущение замкнутости и сдержанности. Колонны, что стоят по отдельным углам, рядом с ней кажутся хрупкими, они подчеркивают ее монолитность. Вход фланкируется статуями. В прямоугольной камере расположен саркофаг претора Гая Цестия, поверх кирпичной облицовки она оштукатурена и украшена фресками. Белые стены покрывает узор из квадратов с разноцветными обрамлениями, фигурами нимф и священных сосудов. Углы свода были отмечены фигурами Виктории, а центр свода занимает апофеоз Гая Цестия. Это можно назвать редким случает живописной отделки интерьера мавзолея. Римляне не воспринимали гробницу как дом умершего, поэтому повышенное внимание устремлялось на оформление внешнего облика погребального сооружения.

Мавзолей претора Гая Цестия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 8. Мавзолей претора Гая Цестия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Гробница в Путеолах на виа Челле. Это погребальное сооружение прислонено к склону холма и рассчитано на фронтальный обзор. Это миниатюрная кирпичная гробница высотой 9 метров. Квадратное основание включало небольшую камеру, которая трактована в виде экседры. Второй ярус выполнен в форме восьмигранника, что отмечен колоннами из серого туфа и ложными дверями с арочным оформлением.

Неаполитанский мавзолей Марано. Погребальное сооружение Древнего Рима славится красочностью своего облика. Поскольку здание не было оштукатурено, человеческому взгляду открывается вся яркость и красочность его кладки, в которой приглушенный оттенок красного кирпича гармонично сочетается с оттенками серого и желтого туфа. Разнообразие фактуры дополняется живописностью фасадов. Ордерное оформление мавзолеев сказалось на тех погребальных сооружениях, которые продолжали повторять формы, что близки к тумулуса.

Дата последнего обновления статьи: 02.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot