Георг Кнобельсдорф
Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф (1699 – 1753 гг.) – это немецкий архитектор, один из известнейших представителей фридерицианского рококо.
Начиная с 1740 года Георг Кнобельсдорф занимал должность главного хранителя королевских дворцов и парков. Творческая деятельность архитектора совпала с господством стиля барокко. Однако, специалисты считают его предшественником раннего классицизма.
Кнобельсдорф разработал множество изящных и простых фасадных решений. Интерьеры зданий, разработанных архитектором, были выполнены в стиле рококо. Главными работами Кнобельсдорфа можно назвать:
- флигель дворца Шарлоттенбург;
- реконструкционные работы в парке Тиргартен в Берлине;
- оперный театр в Берлине;
- Собор Святой Ядвиги (Берлин).
Сан-Суси
Сан-Суси представляет собой дворец, построенный по приказу Фридриха Великого в восточной части одноименного парка в Потсдаме (Германия). Главное здание возведено в период с 1745 по 1747 гг.
Известно, что концептуальную часть проекта разработал сам король. Практической же стороной осуществления замысла занимался близкий руг короля – архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф.
В 90-е годы дворцовый ансамбль Сан-Суси был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рисунок 1. Сан-Суси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Во внешнем виде главного сооружения (дворца) Сан-Суси нашла отражение гармония между человеком и природой. Дворец располагается на вершине виноградного холма. Виноградники появились на этом месте еще в XIII веке, но ни в какой период они не играли здесь ключевой роли в оформлении декоративных садов. Виноградные террасы образуют ядро садово-паркового ансамбля, венчающее небольшой замок (виноградарский домик).
В 1745 году Фридрих Великий приказал построить загородный дом в Потсдаме. По эскизам короля Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф разработал настоящий архитектурный проект Сан-Суси. Архитектор настоял на возведении цокольного яруса, оборудованного винными погребами. Также Кнобельсдорф рекомендовал «сместить» главное здание к самому краю верхней террасы с тем, чтобы его хорошо было видно из «партера», однако, Фридрих отказался. Королю требовалось уютное здание в стиле рококо, а не представительский дворец.
По замыслу Фридриха Великого главное здание дворцового комплекса должно было быть одноэтажным, а роль цоколя здесь должен был выполнять сам холм. Было принято решение отказаться от характерных длинных лестниц, поскольку король хотел из внутренних помещений попадать непосредственно на широкую террасу, которая бы вела в сад.
Интересно, что Фридрих Великий принимал активное участие в строительном процессе как с организационной, так и с художественной точки зрения. Все концептуальные эскизы, используемые архитектором Кнобельсдорфом создавались по заданным параметрам, а начало монтажа или возведения какой-либо конструкции обязательно согласовывалось с заказчиком.
Спустя два года после начала возведения, в 1747 году состоялось торжественное открытия Сан-Суси. Примечательно, что к этому моменту некоторые залы дворца еще не были завершены. Главное здание предназначалось исключительно для короля и его гостей.
Единственными развлечениями, которым предавался прусский монарх в Сан-Суси были вечерние музыкальные торжества, на которых он играл партию флейты.
После смерти Фридриха Великого в Пруссии наступила новая эпоха, характеризующаяся сменой архитектурных форм. С вступлением на престол Фридриха Вильгельма II получает широкое распространение новый архитектурный стиль – классицизм. По приказу нового правителя в Потсдаме был построен Мраморный дворец и Новый сад, а в Сан-Суси преемник Фридриха Великого появлялся лишь эпизодически.
Архитектура и общая концепция дворца
Учитывая первоначальное назначения дворца Сан-Суси дворец имел сравнительно небольшие размеры, однако, при этом отличался гармоничностью и изысканностью форм. Главное здание (дворец) являлось локальным центром всей композиции. По бокам дворец был уравновешен регулярным садом и искусственно созданными руинами.
Главное одноэтажное здание соединяется с флигелями практически совпадает по длине с верхней террасой. Крытые аллеи завершаются двумя обособленными сетчатыми павильонами, которые богато украшены золотым орнаментом. Помещения дворца хорошо освещаются благодаря большому количеству стеклянных дверей. Анфилада комнат сглаживается полуовальной центральной частью, которая слегка выделяется своим куполом.
Фасад со стороны виноградника украшен скульптурными изделиями с пышными формами. Эти скульптуры сгруппированы попарно и размещены между оконными проемами. Известно, что их изготовлением занималась мастерская скульптора Фридриха Кристиана Глуме. В этой же мастерской был изготовлены вазы, украшающие крышу балюстрады.
Садовая сторона здания сильно отличается от противоположного фасада. Для архитектуры последнего характерна деловая строгость. Вместо скульптурных кариатид и атлантов кровлю поддерживают коринфские пилястры.
Колоннады, идущие от центрального здания, окружают основной двор и раскрываются у крутой северной рампы. Колоннада, состоящая из 88 колонн коринфского типа, образует крытую галерею. По аналогии с южным фасадом ее украшает балюстрада, украшенная вазами из песчаника.
Помимо вышеописанных сооружений в дворцово-парковый ансамбль входят:
- Храм дружбы;
- Грот Нептуна;
- Античный храм;
- Портал с обелиском.