Цвингер
Цвингер – это архитектурный комплекс, располагающийся в Дрездене. Здания, входящие в этот архитектурный ансамбль, построены в стилях барокко и неоренессанс. В настоящее время большую часть его помещений занимают музеи, среди которых Физико-математический салон, скульптурные собрания и Дрезденская картинная галерея.
Название Цвингер происходит от местоположения архитектурного комплекса. Цвингером некогда называли захаб, т.е. часть крепости, расположенную между внутренней и наружной крепостными стенами. Первое здание Цвингера было построено в начале XVIII века и представляло собой деревянную оранжерею для выращивания цитрусовых.
Рисунок 1. Цвингер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Немецкий архитектор, выдающийся представитель дрезденского барокко Маттеус Даниэль Пёппельман, известен в большей мере благодаря проекту Цвингера, одного из самых ярких образцов барокко.
Пёппельман большую часть жизни служил архитектором на государственной службе в Дрездене, самом развитом городе Саксонии. Архитектор переехал в столицу в 1680 году и спустя два десятилетия получил должность государственного служащего в области строительства. В 1718 году Пёппельман стал главным государственным архитектором при дворе Августа Сильного. В этой должности он занимался разработкой серии проектов реконструкции королевских павильонов в Дрездене.
Саксонским курфюрстом был задуман большой садово-парковый ансамбль для торжественных мероприятий под открытым небом: для публичных и зрелищных торжеств, фестивалей, турниров и прочих королевских развлечений.
Цвингер представляет собой огромную площадь прямоугольной формы. К площади примыкают два полукруглых прямоугольных участка. На осях площади располагаются малоэтажные павильоны, выстроенные вокруг огромного двора. Праздничный дух садово-паркового ансамбля подчеркивается рельефными скульптурами, орнаментными фасадами, а также воротами (в особенности Кронентон и Королевские ворота). Архитектурная концепция характеризуется контрастными аркадами и высокими павильонами. Изящная и изощренная архитектура Цвингера представляет собой яркий образец барокко, формы которого отражаются не только в интерьерах, но и в фасадах зданий.
Большое количество лепнины в декоре, исчезновение пролета и прерывистый характер антаблемента ведут к тому, что в павильонах дрезденского Цвингера происходит визуальное расчленение ордера. Его элементы становятся частью декоративного убранства. Сохраняют значение исключительно повторяющиеся проемы, роскошь скульптурных групп и игра пространств.
Следует заметить, что Цвингер за время своего существования несколько раз страдал от военных действий. Первые значительные разрушения были нанесены в период Семилетней войны. В середине XIX века почти вся восточная часть архитектурного ансамбля сгорела во время революционных столкновений в Дрездене.
Среди прочих работ Пёппельмана в Дрездене – Голландский дворец (ныне Японский дворец) и дворец в Пиллнице. Известно, что архитектор занимался проектированием фортификационных сооружений, дамб, дорог и домов по всей Саксонии. Мост Августа (ныне Эльбский мост), также построенный Пёппельманом считается одним из самых зрелищных мостов в Европе.
Маттеус Пёппельман
Пёппельман родился в Вестфалии, в семье купца. Закончил местную гимназию. Несмотря на большое количество влиятельных родственников, семья Пёппельмана была небогатой. Известно, то большую часть своего капитала глава семейства утратил во времена Тридцатилетней войны.
В 1680-м году Маттеус Пёппельман поступил в саксонское управление по строительству. Первые 6 лет он вовсе не получал жалованья, выполняя различного рода вспомогательные работы. Впоследствии Пёппельман начал заниматься строительством частных домов для горожан, это было его основным заработком.
Как уже отмечалось выше, главным творением Маттеуса Пёппельмана считается дрезденский Цвингер, созданный совместно с Бальтазаром Пермозером. Среди других работ Пёппельмана следует выделить также:
- замок Пильниц;
- замок Гроссзидлиц;
- замок Градиц.
В период, когда Пёппельман занимал должность придворного архитектора, в его ведении находилось возведение хозяйственных построек различного назначения, прокладка новых улиц, организация садово-парковых ансамблей, а также строительство мостов. Например, для введения новой линии срочной почтовой связи Дрезден-Лейпциг по решению Пёппельмана было запроектировано несколько мостов, в т. ч. мосты в городах Гримма и Носсен.
Архитектору также приходилось выполнять весьма курьезные заказы. Например, создание декоративных украшений вокруг самого большого в Европе винного бокала (его объем 238 тысяч литров), располагающегося в крепости Кёнигштейн или возведение самой гигантской печи для выпечки тортов.
В середине XX века в историческом центре Дрездена одна из улиц была названа именем Пёппельмана. К 350-летию архитектора, в 2012 году почтовое ведомство ФРГ выпустило серию марок в его честь.
Маттеус Пёппельман был женат дважды. Первой его женой была Катарина Маргарита Штумпф, от нее архитектор имел семерых детей. Двое из них впоследствии стали известными творческими личностями (Иоганн Адольф Пёппельман – художником при дворе короля Саксонии, а Карл Фридрих Пёппельман – архитектором). После смерти Катарины М. Пёппельман женился повторно в 1713 году – на Анне Кристине Мёллер, весьма обеспеченной вдове торговца (скончалась в 1729 году).