Строительство основывается на проектном подходе, каждый объект — это проект, который постепенно развиваясь проходит все стадии от идеи до реализации.
Управление качеством в строительстве
Ища качественное жилье на столь разнообразном рынке недвижимости покупатели сравнивают строительную продукцию различных застройщиков, в попытке найти лучший вариант. К сожалению, внешность обманчива и невооруженным взглядом оценить качество строительных работ может только профессионал, который разглядит за толстым слоем штукатурки кривые стены, а за зашитыми в стенах коммуникациями экономию на материалах. Эффективность управления качеством строительства можно оценить только в процессе возведения объекта, когда на стройке не смолкает гул от работающей техники, а рабочие не отдыхают без дела в ожидании завоза материалов. Это идеальное время, для того чтобы удостовериться в том, что самые ответственные работы по возведению каркаса, гидроизоляции, утеплению, остеклению выполнены как того требуют нормативные документы.
Качество в строительстве состоит из множества факторов:
- управленческие решения;
- качество материалов;
- качество инструментов и оборудования;
- уровень организации строительного процесса;
- контроль за исполнением.
Целью мероприятий по управлению качеством является своевременное выявление и предупреждение причин, которые могут привести к дефектам, нарушениям, появлению строительного брака.
Строительный брак – это дефект, возникший в результате выполнения строительно-монтажных работ. Дефекты могут быть критические, значительные и малозначительные; они могут возникать по вине персонала, из-за некачественных материалов и оборудования, неправильной организации труда; могут быть скрытыми или явными, устранимыми или неустранимыми.
Типы контроля
Управление качеством в строительстве основано на применении методов, позволяющих контролировать все операции. При этом необходимо контролировать все действия и не дублировать ненужных операций.
Выделяют следующие типы контроля:
- входной (направлен на выявление всех поступающих на стройку материалов на соответствие сертификатам и паспортам, комплектности);
- операционный (проверка простых операций на соответствие технологии, выявление дефектов и их исправление);
- приемочный (проверка результата отдельных видов работ, оценка качества их выполнения);
- инспекционный (комплексная или выборочная проверка работ и документации).
Внутренний контроль качества продукции обеспечивается за счет применения:
- лабораторного контроля (проверка материалов, грунтов, составов на соответствие требованиям стандартов и подготовка актов о проведенной оценке);
- геодезического контроля (контроль точности выполнения работ, разбивка осей, наблюдение за перемещениями и деформациями);
- производственного контроля (контроль за выполнением всех операций, связанных со строительным производством).
Рисунок 1. Геодезический контроль, проводимый на строительной площадке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Любые работы, связанные с контролем качества, сопровождаются документированием. Выделяют несколько типов документов, в которых ведется запись касательно качества выполняемых работ. В акте фиксируется соответствие или не соответствие выполненных работ требованиям проекта и технологии, а также возникшие дефекты и решения по их устранению. Также используют записи о приемке специально назначенными лицами и записи о проведенном контроле исполнителем.
Контрольные мероприятия могут проводиться заказчиком, государственными надзорными органами, руководителям строительного производства, прорабами и мастерами. Для сложных работ или работ, связанных с возведением уникальных технически сложных объектов, применяют повышенный или особый контроль.
Контроль качества строительства необходим для каждого объекта, это позволит избежать ошибок, брака и дефектов. Работы по возведению объекта выполняются последовательно и от качества выполнения первых этапов зависит качество последующих, так качество работ по организации фундамента влияет на качество всего здания, поэтому их контролю посвящено особенно много времени и внимания. Множество одновременно идущих процессов осложняет контроль, но ориентироваться в них позволяют календарные и сетевые графики, которые организуют работу для достижения конечного результата. Управление качеством требует от строительной компании затрат, но они окупаются за счет снижения брака и своевременного и ритмичного выпуска готовой продукции.